Менять выбранного страховщика — негосударственный пенсионный фонд, Внешэкономбанк или частную управляющую компанию — граждане смогут не чаще чем раз в 5 лет.
После 2018 года россияне смогут сохранить себе накопительную пенсию и перестать быть «молчунами». Такое предложение Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) в целом поддержали Минфин и Центробанк (переписка есть у «Известий»), а также Минэкономразвития. Если право выбирать фонд для управления пенсионными накоплениями предложено сделать бессрочным, то менять выбранный фонд граждане смогут не чаще чем раз в 5 лет.
В НАПФ считают, что лишение граждан возможности выбора в пользу одного из негосударственных пенсионных фондов (НПФ), государственной управляющей компании ВЭБ или одной из аккредитованных при ней частной управляющей компании для управления пенсией за пределами жестких сроков несправедливо — тем более в условиях кризиса. В то же время пятилетний мораторий на смену участникам рынка позволит инвестировать «вдолгую», способствовать дальнейшему росту ресурса «длинных» денег в стране и формированию устойчивости российской экономики.
По закону, принятому в декабре 2013 года (351-ФЗ), для начисления накопительной пенсии гражданам нужно проявить волю и сделать выбор — сохранить накопительную пенсию (на нее идет 6% от зарплаты) или отказаться от ее формирования, увеличив тем самым ставку взноса на страховую пенсию до 22% (иначе 16%). «Молчунам», которые никогда такого заявления не писали (их деньги администрирует ПФР, непосредственно инвестирует Внешэкономбанк), для сохранения накопительной пенсии нужно определиться до конца 2015 года. Накопительная пенсия «молчунов» перестанет формироваться, а все отчисляемые работодателем взносы пойдут на страховую пенсию, а фактически — на выплаты действующим пенсионерам. Правда, в конце августа 2015 года Минфин, Минэкономразвития и ЦБ поддержали предложение участников пенсионного рынка продлить срок перевода гражданами накопительной пенсии с 2015 года до конца 2017-го (соответствующие письма есть у редакции). Теперь эти же ведомства поддержали снятие ограничений по срокам.
Первый зампред ЦБ Сергей Швецов в письме указывает, что в целях повышения эффективности использования пенсионных денег для финансирования инвестпроектов ЦБ считает нужным увеличить горизонт инвестирования данных средств страховщиками, расширить перечень активов, куда могут вкладываться пенсионные деньги. В том числе поэтому ЦБ поддерживает предложение НАПФ продлить дедлайн по выбору россиянами страховщика — «это решит задачу по созданию условий для инвестирования в средней и долгосрочной перспективе».
Но Швецов указал, что механизм в части введения 5-летнего моратория нуждается в дополнительном обсуждении.
— Это может быть расценено как ограничение прав граждан, — пишет Швецов.
— Данное предложение будет использовано в работе по совершенствованию законодательства РФ, — говорится в письме врио директора департамента финансовой политики Минфина Андрея Воронцова, направленном президенту НАПФ Константину Угрюмову.
Как заявила «Известиям» Елена Лашкина, помощник министра экономического развития Алексея Улюкаева, Минэкономразвития считает целесообразным продлить временной период, позволяющий гражданам выбрать вариант пенсионного обеспечения — поскольку министерство выступает за сохранение накопительного элемента пенсионной системы. Но как и ЦБ, министерство полагает, что вопрос введения 5-летнего моратория на выбор страховщика нуждается в дополнительном обсуждении, резюмирует Лашкина.
Минтруд против продления дедлайна.
— Считаю, что нужно следовать принятому законодательству, то есть граждане должны определиться с вариантом пенсионного обеспечения до 31 декабря этого года, — сообщил министр труда Максим Топилин «Известиям». — И мы не агитируем за какой-то вариант, а предлагаем гражданам самим сделать выбор — увеличить на 6% страховую пенсию, которая ежегодно индексируется согласно закону, или формировать накопительную, зная о том, что НПФ может как увеличить ваши накопления, так и сработать в минус.
Константин Угрюмов указал, что «с учетом коренных изменений в пенсионной системе в 2014–2015 годах — «заморозкой» пенсионных накоплений на время прохождения НПФ процедур акционирования и вступления в систему гарантирования — необходимо продлить право выбора варианта пенсионного обеспечения и сделать его бессрочным».
— А предлагаемая модель 5-летнего моратория позволит НПФ диверсифицировать инвестиционный портфель, включив в него более рисковые, но высокодоходные инструменты, — отметил Угрюмов. — Механизм будет способствовать дальнейшему росту ресурса «длинных» денег в стране и формированию устойчивости российской экономики в условиях ограничения притока капитала с внешних рынков.
Формирование накопительных пенсий россиян было заморожено сначала в 2014 году, а потом в 2015-м, все страховые взносы направляются в распределительную систему — в ПФР. Полностью распределительная система действовала до реформы 2002 года и работала по принципу солидарности поколений. С начала 2015 года власти обсуждали вариант отмены накопительной пенсии вообще, особенно остро дискуссия развернулась весной. За отмену 6% выступали Максим Топилин и вице-премьер Ольга Голодец, по их мнению, пенсионная система должна быть распределительной. Накопительные взносы — это 350 млрд рублей в год, «которые может сэкономить бюджет», говорил Топилин. Финансовый блок кабмина — Минфин и Минэкономразвития, в свою очередь, выступали за сохранение накопительной пенсии как долгосрочного инвестиционного ресурса, указывая на критическую важность пенсионных накоплений для экономики.
20 марта 2015 года президент Владимир Путин заявил, что накопительная пенсия будет сохранена, а в апреле последовало соответствующее решение правительства. Механизм формирования накопительной пенсии заработает в прежнем режиме — действовавшем до заморозки — с 2016 года.
В пресс-службе ВЭБа сообщили, что на деятельность госкорпорации как государственной управляющей компании никак не повлияют снятие ограничения по выбору накопительной пенсии и введение 5-летнего барьера.
— Пятилетний срок не является определяющим для долгосрочного инвестирования. Давать какие-либо советы гражданам мы не вправе, — добавили во Внешэкономбанке.
По данным ЦБ, накопительную часть выбрали 30 млн граждан из около 50 млн, чьи пенсионные счета пополняются. Объем пенсионных накоплений оценивается в 3 трлн рублей, они вложены в депозиты, облигации и акции. В 2014 году средняя доходность НПФ составила 4,81% годовых, а те, кто доверил инвестиционный портфель в управление ЧУК, получили доходность 1,04% годовых. Для «молчунов», накопления которых инвестировались в рамках расширенного портфеля государственной управляющей компании — ВЭБа, доходность составила 2,6%. Согласно исследованию RAEX, в 2015 году в НПФ/ЧУК будет аккумулировано 1,8–1,85 трлн рублей пенсионных накоплений (с учетом дохода от инвестирования) против 1,7–1,75 трлн рублей в ПФР (izvestia.ru/news/589153).
— Возможность переходов из ПФР в НПФ раз в 5 лет после 2018 года оправдана с точки зрения социальной справедливости и синхронизирована с системой гарантирования прав застрахованных лиц, — считает председатель совета директоров Европейского пенсионного фонда Евгений Якушев. — Это позволит гражданам менять свое решение в будущем. Тем более что жители России, как показывает практика, мало осведомлены о своих пенсионных правах и не знают о сформированных пенсионных накоплениях, и эта ситуация вряд ли серьезно изменится после 2018 года.
— Бессрочность выбора страховщика позволит большему числу граждан принять активное участие в формировании своей будущей накопительной пенсии, — считает аналитик Национальной лиги управляющих Иван Капитан. — Как показывает практика, многие россияне не задумываются о накопительной пенсии из-за низкого уровня финансовой грамотности. Предложения и доводы от социального блока правительства зачастую удивляют непониманием людьми механизмов работы рыночной экономики и мировой практики формирования достойных пенсий.
Нужно, однако, учитывать, что институт НПФ по-прежнему остается крайне непрозрачной структурой теневого финсектора, для которой характерны слабые регулирование и надзор, а значит, высокие риски, отметил начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий.
— Об этом свидетельствует аннулирование лицензий сразу у 5 НПФ, принадлежавших «серийному банкиру» Анатолию Мотылеву («Солнце. Жизнь. Пенсия», «Адекта-пенсия», «Уралоборонзаводский», «Защита будущего» и «Солнечное время»), — отмечает Осадчий. — У двух других НПФ Мотылева («Сберегательный» и «Сберегательный фонд Солнечный берег») был введен временный запрет на заключение новых пенсионных договоров и договоров об обязательном пенсионном страховании. Мотылев использовал пенсионные фонды для финансирования своих девелоперских проектов, используя ИСУ (ипотечные сертификаты участия). Не исключено, что подобные схемы с использованием НПФ применяются и другими нечистоплотными дельцами.
Что касается 5-летнего моратория на выбор страховщика, то президент Тройка-Д банка Андрей Дронов уверен, что его введение ознаменует переход НПФ и ЧУК к более агрессивной стратегии инвестирования с целью повышения доходности портфелей, и поэтому граждане должны более ответственно подходить к выбору страховщика.
— Вероятно, ключевым последствием инициативы станет усиление концентрации пенсионных накоплений в наиболее крупных компаниях, — ожидает собеседник.
Владимир Рожанковский, директор аналитического департамента ИК «Евроинвест», уверен, что 5-летний мораторий не нарушает права россиян.
— Если речи не идет о банальных биржевых спекуляциях типа высокочастотной торговли или скальпинга — а их не должно быть даже на расстоянии пушечного выстрела от пенсионных денег! — то прирост капитала требует времени и терпения, — поясняет Рожанковский. — Если человек будет «баловаться» себе в удовольствие, ежегодно меняя страховщика, то результат от такой инвестиционной деятельности будет аналогичен дому, построенному наполовину: деньги вроде вложены, а жить в нем нельзя.
Анастасия Алексеевских
Источник: izvestia.ru