Краткосрочный рабочий визит главы МИД РФ Сергея Лаврова в Азербайджан местные СМИ и эксперты окрестили как «неожиданный», что сразу выводит на интригу. Политологи включились в дискуссию. «Поскольку глава внешнеполитического ведомства Азербайджана Эльмар Мамедъяров недавно был в Москве и по всей повестке с Лавровым прошелся, — считает, к примеру, член парламента Азербайджана, политолог Расим Мусабеков. — Поэтому можно предположить, что переданные через Мамедъярова какие-то российские предложения, скорее всего по вопросу карабахского конфликта, не вызвали позитивной реакции у высшего азербайджанского руководства, и Лавров прибывает в Баку с тем, чтобы лично дать необходимые разъяснения и убедить в целесообразности их принятия».
Тем более, что накануне пресс-секретарь азербайджанского МИДа Хикмет Гаджиев сообщил, что одна из ключевых тем переговоров — «роль России в переговорном процессе по урегулированию карабахской проблемы». Но дело в том, что РФ — только одна из сопредседателей Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию.
Конечно, в формате двухсторонних переговоров с Азербайджаном и Арменией, как и с другими странами, Москва может и должна обсуждать конфликт, но выступать с какой — либо самостоятельной инициативой без согласования со своими партнёрами из Минской группы она не намерена. На брифинге 27 августа официальный представитель МИД России Мария Захарова выразила надежду на то, что «разногласия России с какими-либо странами, возникающие не по нашей вине, не скажутся на работе Минской группы»; «с нашей стороны никаких препятствий или каких-либо аспектов, вопросов и проблем быть не может» и «мы участники этого формата и очень ответственно относимся к своим обязательствам, понимая, насколько серьезная тема находится на повестке этой группы». А во вступительном слове главы МИД РФ Сергея Лаврова на встрече с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым тема карабахского урегулирования оказалась на последнем месте. «Я очень ценю эту возможность встретиться с Вами для обсуждения двусторонних отношений и ситуации в регионе, а также Нагорно-карабахского урегулирования, — говорил Лавров. — Это тема, в которой мы очень плотно под Вашим руководством, руководством президентов Армении и России, стран-сопредседателей стараемся продвигаться к общеприемлемому знаменателю. Надеюсь, что прогресс будет достигнут». В свою очередь, помощник президента АР по общественно-политическим вопросам Али Гасанов подтвердил в интервью телекомпании ANS, что «переговоры продолжаются в основном в рамках формата Минской группы», хотя обвинил эту группу в «беззубости», а Совет Безопасности ООН «в безразличном отношении к резолюциям ООН». Так официально обозначена параллель между двухсторонними проблемами карабахского урегулирования, которыми занимается Минская группа ОБСЕ, и взаимоотношениями России и Азербайджана, что разбивает тезисы бакинских политологов, заявляющих о т. н. разыгрывании со стороны Москвы ереванской и карабахской «карты».
Ожидается, что на полях сессии Генеральной Ассамблеи ООН состоится встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана вместе с американским сопредседателем Минской группы Джеймсом Уорликом, хотя ранее планировались переговоры глав Армении и Азербайджана. При этом неизвестно, существует ли новая тема для обсуждения между конфликтующими сторонами, хотя в СМИ участились «утечки» со ссылкой на разного рода дипломатические источники. В мае на встрече с главой МИД Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым министр Лавров говорил: «Есть реальная база для достижения договоренностей. С этим все согласны. Сейчас нужно, чтобы это понимание было переведено на язык конкретных формулировок». Потом появились сообщения о том, что Москва якобы убеждает Ереван и Баку в том, что «единственным возможным» выходом из тупика было бы привлечение к переговорам в качестве самостоятельного игрока руководства Степанакерта», хотя такая инициатива исходила от Уорлика. Ничего существенного.
Главное состоит в другом. Москва интенсивно развивает отношения с Азербайджаном и, по имеющейся в ИА REGNUM информации, в диалоге между двумя сторонами преобладают все же региональные проблемы, связанные (как не отгораживался от этого публично Баку) с обострением ситуации на Ближнем Востоке, геополитическим провалом Турции — союзника Азербайджана, вступившего в войну на разных направлениях, а также укреплением роли Ирана. «Тегеран должен дать гарантию, что его геополитическая активность не будет иметь антиазербайджанских перспектив, — заявил директор Центра политических технологий и инноваций, политолог Мубариз Ахмедоглу. — Но в случае отсутствия такой гарантии Азербайджан в обеспечении своей безопасности может учесть эти аспекты и проводить несколько иную политику, что в любом случае будет отвечать и интересам России». Дело дошло до того, что уже вице-президент Афганистана, генерал Абдуррашид Достум в интервью агентству «Анадолу» выступил с предупреждением: «В планы «Исламского государства «(ИГ — структура, запрещенная на территории России) входит дестабилизация ситуации не только в Афганистане, Средней Азии, но и в Азербайджане и на Кавказе, что может резко изменить политическую карту региона». По его словам, «здесь они хотят совершить то же, что и в Сирии и Ираке».
Кстати, принимая министра Лаврова в Баку, президент Алиев подчеркнул, что «мы решаем оперативно и эффективно очень много вопросов двустороннего характера, также активно взаимодействуем в международных структурах, проводим периодически консультации, тем более — в нынешнее время, когда все так меняется в мире и в нашем регионе». Ход событий беспокоит Россию. В августе состоялся визит трех кораблей Каспийской флотилии в Баку, Москву посетил министр обороны Азербайджана Закир Гасанов, который провел с министром обороны России Сергеем Шойгу встречу за закрытыми дверями, хотя очевидно, что речь шла о развитии военного и военно-технического сотрудничества между двумя странами с увязкой общей ситуации в регионе.
При этом, как фиксируют многие бакинские СМИ, накануне парламентских выборов в Азербайджане, когда его отношения с Западом оставляют желать лучшего, посольства ряда западных стран активизировали контакты с оппозиционными силами. На днях азербайджанский портал Haqqin.az обратил внимание на то, как «эстафету откровенно враждебного тона Берлина, Вашингтона и его послов в Баку, открыто призывавших к бакинскому Майдану, стал подхватывать посол Великобритании в Азербайджане этнический мусульманин Ирфан Сиддиг, который «разворачивает широкомасштабную деятельность, проявляя небывалую политактивность», проводя встречи с оппозиционными партиями и движениями. Одним словом, всё идет к тому, что Запад готовит в Азербайджане «жаркие» выборы. В такой ситуации «неожиданный» визит главы МИД России в Баку является демонстрацией того, что Москва не будет безучастной в случае, если кто-то решиться вступить на путь дестабилизации обстановки в Азербайджане, а президент России Владимир Путин подставит плечо своему коллеге Ильхаму Алиеву.
Станислав Тарасов
Источник: iarex.ru