Кто завтра станет политической элитой в регионе?
Предвыборные списки парламентских партий удивляют даже видавших виды экспертов. «Паровозы» (действующие депутаты Госдумы) и опытные партийные перебежчики, и в то же время — обилие мелких ларечников и никому неизвестных функционеров. И чего от них ждать избирателю?!
На Ставрополье объявились мошенники
«СП-Юг» продолжает внимательно следить за предвыборной гонкой на Юге России (ее перипетии мы уже освещали в статьях «Красный пояс рвут на части» и «Губернаторские выборы спонсируют из-за рубежа»).
Напомним, что в Единый день голосования 13 сентября здесь состоится 1013 избирательных кампаний (в том числе 605 — в Дагестане, 125 — в Ставропольском крае, 68 — в Краснодарском крае и 67 — в Волгоградской области). Лишь в двух регионах страны 13 сентября не будет проводиться никаких выборов — это Калмыкия и Северная Осетия, а вот, скажем, в Адыгее и Чечне в этот день голосование состоится лишь в двух муниципалитетах.
Кроме того, некоторые крупные кампании состоятся и после Единого дня голосования: так, 27 сентября предстоят выборы нового совета в Минераловодском городском округе на Ставрополье. Здесь будет избрано 20 депутатов по одномандатным округам и 20 — по партийным спискам.
И потому неслучайно, что ситуация в регионах уже изобилует скандалами. Так, на Ставрополье, как заявил председатель краевой избирательной комиссии Евгений Демьянов, появились мошенники, которые собирают деньги на проведение агитационной компании, представляясь доверенными лицами неких членов краевого правительства.
«СП-Юг» связался с Демьяновым и попросил сообщить подробности. Однако, по словам председателя избиркома, деталями случившегося он не располагает: о фактах предвыборного мошенничества стало известно от двух жителей Ставрополья, которые оставили сообщения на «горячей линии» избирательной комиссии. По словам Демьянова, о произошедшем он уже поставил в известность и правоохранительные органы, и правительство края.
Основная масса жалоб от кандидатов на Ставрополье исходит из двух муниципалитетов — это Буденновск и Минеральные Воды, где предстоит избрать новые представительные органы. Количество заявлений так велико, что при краевом избиркоме была создана рабочая группа по предварительному рассмотрению жалоб и заявлений (ее возглавила секретарь комиссии Ольга Мальцева). И уже на первом заседании этой рабочей группы которое состоялось в пятницу 28 августа, было рассмотрено сразу девять жалоб. И то ли еще будет.
Во всех регионах, где проходят крупные кампании, губернаторские или думские выборы, неуклонно снижается политическая конкуренция
Восемь демократов на два миллиона человек
За ходом выборов на Юге России пристально следят и московские эксперты. Так, Комитет гражданских инициатив (КГИ) недавно опубликовал очередной аналитический доклад, в котором оценивает итоги регистрации кандидатов и партийных списков. Выводы у экспертов неутешительные: во всех регионах, где проходят крупные кампании (скажем, губернаторские или думские) неуклонно снижается политическая конкуренция.
Так, среди региональных столиц только в Ростове-на-Дону и в Магасе зарегистрировано лишь по четыре списка (представлены, ясно, лишь парламентские партии, то есть имеющие льготы: им не надо собирать подписи для выдвижения). И это самые низкие показатели в стране.
Скажем, в Ростовскую городскую думу от партий-«льготников» зарегистрировано 117 кандидатов из 128 (самовыдвиженцев лишь) 11, в Астрахани, соответственно, 70 из 96 (самовыдвиженцев только 14), а в Краснодаре — 180 из 217 (самовыдвиженцев 37).
В Ростове и Краснодаре ни один кандидат от непарламентских партий, не имеющих льгот (это «Патриоты России», «Партия ветеранов России», «Партия возрождения России», ПАРНАС и «Великое Отечество») не преодолел регистрационный барьер. На два города с общим населением 2 млн. человек нашлось лишь восемь демократов — они выдвинуты партией «Яблоко», и зарегистрированы для участия в выборах.
Кто выиграл «битву за праймериз»
Эксперты КГИ оценивают, что же за люди стремятся во власть в крупных городах Юга — это Астрахань, Ростов, Краснодар и Магас. Например, судя по выводам политологов, ростовский список «Единой России», в котором большинство мест у чиновников и бизнесменов, сформирован из аутсайдеров внутрипартийных праймериз (исключение, пожалуй, лишь сити-менеджер Сергей Горбань и его заместитель Сергей Сухариев). Дело в том, что все перспективные кандидаты выдвинуты не по единому списку, а по одномандатным округам.
ЛДПР в гордуму Ростова продвигает в основном мелких менеджеров — это продавцы, специалисты компаний, а также индивидуальные предприниматели. Много и безработных. А вот ростовский партисписок у КПРФ — это в основном функционеры: секретари горкома, райкомов и первичных организаций компартии. Есть, впрочем, и молодежь. Яркий пример — 18-летний Андрей Бессонов — сын депутата Госдумы, весьма популярного в Ростовской области, Владимира Бессонова. Того самого, позиции которого в преддверии выборов пытались ослабить возбуждением уголовного дела по факту участия в несанкционированном митинге.
При этом, как отмечают аналитики КГИ, компартия переняла худшие черты «Единой России» — это непрозрачность при обсуждении и формировании партийных списков. В качестве подтверждения этого вывода приводят такой факт: член компартии из Новочеркасска Виктор Семикин публично обратился к руководителю регионального отделения КПРФ, депутату Госдумы Николаю Коломейцеву по поводу включения в список партии некоего Александра Попова. Коммунист называет его «профессиональным перебежчиком»: Попов ранее пытался баллотироваться и от «Единой России», и от «Справедливой России».
Певцы, программисты, безработные…
«Перебежчиков», кстати, хватает и в рядах других партий. Например, по списку компартии в гордуму Краснодара баллотируется Виталий Солонченко, который ранее возглавлял региональное отделение партии «Демократический выбор» в Краснодарском крае. А вот список «Справедливой России» в Ростове-на-Дону возглавляет Михаил Емельянов (он же и кандидат в губернаторы) — в прошлом член фракции «Единой России» в Госдуме, а также член партии «Яблоко».
Комитет гражданских инициатив оценивает, что на нынешних выборах необычайно много «паровозов». Председатель ЛДПР Владимир Жириновский лично возглавил списки своей партии сразу в двух городах — Ростове-на-Дону и Астрахани. Кстати, в Астрахани в лидерах списка также депутат Госдумы от ЛДПР Александр Старовойтов, который заодно баллотируется в губернаторы Калининградской области. Все иные кандидаты включены в территориальные группы.
«Единую Россию» в Астрахани возглавляет депутат Госдумы Леонид Огуль — тоже, понятно, типичный «паровоз». Но больше всего «паровозов» в Краснодаре. Так, список КПРФ возглавляют сразу два действующих депутата Госдумы — Сергей Обухов (он же секретарь областного ЦК) и Дмитрий Коломиец. «Справедливую Россию» в кубанской столице в бой ведет председатель регионального отделения депутат Госдумы Андрей Руденко.
На фоне южных мегаполисов совсем иная ситуация в ингушской столице — Магасе. Здесь, похоже, результат голосования давно предрешен, поэтому партии нисколько не озаботились тем, чтобы во главе их списков были персоны сколько-либо известные. Скажем, первое место в списке «Единой России» у певца Хезира Фаргиева, ЛДПР — у программиста ГБУ «Служба сельхозконсультирования» Ислама Гадиева (в предвыборной тройке также двое безработных), а КПРФ — у сотрудника московской строительной компании Магомеда Цурова (в списке компартии всего четыре человека).
Антон Чаблин
Источник: yug.svpressa.ru