Глава МИД РФ выступил перед студентами МГИМО.
Специальное министерское заседание Совета Безопасности ООН состоится 30 сентября в Нью-Йорке. Основные темы встречи: международные меры безопасности, аспекты различных конфликтов, а также террористические угрозы на пространстве Ближнего Востока и Севера Африки. При этом перед международным сообществом необходимо поставить вопрос о неприемлемости заигрывания, а тем более сотрудничества с экстремистскими радикальными силами. Но эта тема уже касается не только Ближнего Востока и Севера Африки, но теперь и Украины. Об этом заявил глава МИД РФ Сергей Лавров, выступая 1 сентября перед студентами и преподавательским составом МГИМО.
— Я смотрел то, что происходило вчера. Это ведь те самые экстремисты из партии «Свобода», кто, по утверждению министра МВД Украины, виновен в этих преступлениях — убийстве сотрудника нацгвардии, ранении мирных граждан. Когда в 2012 году на Украине были парламентские выборы — а в уставе «Свободы» записана приверженность документам украинских националистов, заявивших в 1941 году о поддержке нового гитлеровского порядка, и до сих пор в уставе эта приверженность сохраняется, — тогда ЕС сделал заявление, призвав украинских политиков не сотрудничать с этой резко националистической партией, — сказал Лавров. — Когда состоялся госпереворот и в состав коалиции вошла та самая партия «Свобода», мы напомнили коллегам, как они относились к этому объединению несколько лет назад. Никто не отрицал, что такая позиция ЕС была, но глава МИД Франции сказал, что «всё нормально», что «Свобода» движется в направлении политического мейнстрима. Вот она вчера показала «мейнстрим». С экстремистами заигрывать нельзя нигде.
В ходе своего выступления российский министр провел параллель между отношением Запада к националистическим силам, действующим в Киеве, и зарождением экстремистской группировки — так называемого «Исламского государства» (ИГ). По его словам, Москва давно предупреждала о том, что заигрывание с экстремистами для достижения узкокорыстных политических целей до добра не доведет.
Дипломат, регулярно выступающий в стенах своего родного университета, который окончил в 1972 году, практически прочитал лекцию студентам о создании ИГ.
По его словам, история начинается еще с последней четверти XX века в Афганистане, когда для того, чтобы противостоять Советскому Союзу, поддерживались так называемые моджахеды, из которых родилась «Аль-Каида», впоследствии бумерангом вернувшаяся 11 сентября 2001 года на Манхэттен, когда две башни-близнецы были поражены террористическими группами, захватившими два самолета.
— Потом захотелось Саддама Хусейна лично убрать, потому что он воспринимался как диктатор, самодур, не слушал западных своих коллег. Вот придумали предлог — наличие в Ираке якобы оружия массового уничтожения. Были опасения достаточно серьезные, обоснованные. Работала многие годы комиссия ООН. И вот когда эта комиссия в 2003 году сказала, что им надо еще 2 месяца, чтобы окончательно сделать вывод. Тут наши нетерпеливые коллеги сказали — «нет, ждать больше нельзя». Созвали Совет безопасности. Госсекретарь США Колин Пауэлл, мой очень добрый друг, показал всем пробирку с белым порошком. Сказали, что это сибирская язва, спор неуместен, надо идти на войну против Саддама Хусейна. Тогда Россия, Германия и Франция не позволили этого сделать. Совбез не уронил свою репутацию и не санкционировал войну под выдуманным предлогом, — рассказал Лавров.
8 июля в интервью российской газете посол США в Москве Джон Теффт заявил, что в Ираке в 2003 году США совершили ошибку и признали ее. Но, по мнению министра, это была не ошибка.
— Да, Колина Пауэлла обманули, когда дали ему пробирку с белым порошком и сказали, что это сибирская язва. Он показал ее всему миру. Но те, кто эту пробирку ему давал, прекрасно знали, что в ней находится. Это было осознанное действие, — продолжил российский министр. — Свергли Саддама Хусейна. Сейчас Ирак еле-еле держится в общих единых границах, потому что центробежные течения очень сильные. Американцы после свержения Хусейна выгнали всех членов партии Бааса, а они были суннитами, и они в основном формировали армию, Службу безопасности, правоохранительные органы. Все силовые структуры, на которых держался порядок, рухнули. А большинство из офицеров, состоявших на службе Хусейна, сейчас сражаются в рамках ИГ. Просто потому что там очень хорошо платят. А они очень эффективно обученные военные.
После глава российского внешнеполитического ведомства упомянул свержение ливийского лидера Муаммара Каддафи в 2011 году силами переходного национального совета Ливии.
— Наши натовские коллеги, к огромному нашему сожалению, грубо злоупотребили мандатом Совбеза в отношении ливийского урегулирования и вместо патрулирования воздушного пространства Ливии стали оказывать воздушную поддержку тем экстремистам, которые в основном и составляли ряды противников ливийской армии. В результате был уничтожен бывший ливийский лидер и в последствии те экстремисты, которых вооружали наши западные и другие партнеры, с этим оружием пошли в примерно десяток стран, включая Мали, где до сих пор ситуация не может успокоиться. И ИГИЛ захватил значительные пространства не только Ирака и Сирии, но и в Ливии достаточно активно и уверенно себя чувствует.
Сейчас Запад пытается то же самое сделать в Сирии с президентом Башаром Асадом, «оказывая мощнейшую неразборчивую поддержку любым силам, включая самые отъявленные экстремистские».
Также министр рассказал о том, что Россия предложила провести встречу глав МИД в «нормандском формате» по ситуации на юго-востоке Украины в ближайшие 10–12 дней.
— Мы в развитие телефонного разговора нашего президента с президентом Порошенко, а потом с президентом Олландом и канцлером Меркель предложили — для того чтобы все-таки заострить проблему договороспособности всех участников Минских соглашений и найти пути преодоления тех препятствий, которые на их пути возникли, — мы предложили провести в ближайшие 10–12 дней встречу министров иностранных дел в «нормандском формате» — Россия, Украина, Франция, Германия, — заявил глава российского внешнеполитического ведомства. — Ждем позитивного отклика от наших партнеров.
При этом канцлер ФРГ Ангела Меркель идею уже поддержала.
По словам помощника президента РФ Юрия Ушакова, после проведения переговоров глав МИД может состояться телефонный контакт лидеров четырех стран, а затем уже будут обсуждаться личная встреча «нормандской четверки» и ее условия.
Татьяна Байкова
Источник: izvestia.ru