Российские нефтяные концерны во главе с лидером отрасли, компанией «Роснефть», показывают небывалую стойкость и внушительные результаты. Для них низкая цена на нефть имеет свои плюсы.
Для многих россиян слабый рубль — настоящее бедствие, но для некоторых концернов в слабом рубле есть и плюсы. Так, он помогает одной из крупнейших отраслей страны показывать чрезвычайно стабильные результаты на фоне крайне низкой цены на нефть. В понедельник компания «Роснефть», крупнейший российский производитель, а также крупнейший в мире нефтяной концерн по объему производства, чьи акции котируются на бирже, опубликовала впечатляющие результаты. По итогам второго квартала чистая прибыль компании составила 134 миллиарда рублей (2,5 миллиарда долларов), что на 139% больше, чем за период с января по март. Оборот вырос примерно до 25,2 миллиардов долларов.
Высокий уровень добычи
В первом полугодии прибыль Роснефти, хотя и сократилась на четверть по сравнению с тем же периодом прошлого года, но в процентном выражении это намного меньше снижения цены на нефть. Ведь рубль, на который сильно влияет цена на нефть, ослабел и показал во втором квартале значительное снижение, хотя цена на нефть несколько возросла. В результате квартальные показатели отрасли выглядят весьма привлекательно — экспортная выручка концернов исчисляется в долларах, в то время как расходы в России производятся в рублях. К этому стоит добавить и налогообложение нефтяной отрасли, которое реагирует на цены на нефть с запозданием. Плюс налоговая система отрасли после недавних реформ оказывает благотворное влияние на экспорт.
Поэтому для концернов нет причин снижать добычу. Она находится практически на постсоветском уровне. С января по июль добыча в целом по отрасли составила порядка 10,7 миллионов баррелей сырой нефти и конденсата в сутки. 70% приходятся на четыре крупнейших игрока отрасли — Роснефть, Лукойл, Сургутнефтегаз и Газпром Нефть.
То, насколько важна валюта для бизнеса, демонстрируют показатели Лукойла. Второй по значимости представитель нефтяной отрасли указывает свои показатели в долларах, а не в рублях. В том числе по этой причине прибыль в первом полугодии в размере 1,7 миллиарда долларов почти на две трети ниже показателей предыдущего года. Кроме того, Лукойл по сравнению с российскими конкурентами активно присутствует на международном рынке, поэтому меньше расходов приходится на рубли. Частный концерн планирует теперь пересмотреть свою глобальную стратегию и сконцентрироваться на таких странах, как Мексика, Иран и Ирак. Кроме того, с 2016 года Лукойл будет указывать свои показатели в рублях.
Этим преимуществом уже пользуется Сургутнефтегаз, третий по величине производитель нефти, концерн с весьма неясной структурой собственников. Сургутнефтегаз не является особенно инновационной компанией и не имеет обширных планов экспансии. Тем не менее, в первом полугодии компания показала рост в размере 39% до 150 миллиардов рублей (2,2 миллиарда долларов) по сравнению с тем же периодом предыдущего года и практически тот же уровень чистой прибыли — 135 миллиардов рублей (2,0 миллиарда долларов). С наличностью в объеме порядка 35 миллиардов долларов в пересчете на американскую валюту Сургутнефтегаз представляет собой «домашнюю копилку» кремлевской элиты, отмечают обозреватели.
Более ясная структура собственников наблюдается в компании «Газпром Нефть», дочке гиганта газовой отрасли, концерна «Газпром». Во втором квартале компания показала рост прибыли в рублях в размере 87% по сравнению с предыдущим кварталом. Это привело к росту прибыли в первом полугодии на 28% до 112 миллиардов рублей (1,7 миллиардов долларов) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Цена на нефть в размере всего лишь 50 долларов за баррель достаточно комфортна для реализации многих проектов.
Среднесрочные проблемы остаются
Газпром Нефть находится в завидном положении. Большая часть производства нефти в России приходится именно на добычу в старых месторождениях из-за меньших затрат, но эти месторождения постепенно иссякают. Выходом является освоение труднодоступных резервов, что влечет за собой, в свою очередь, высокие затраты. Из-за санкций концерны отрезаны от западных рынков капитала. При реализации некоторых проектов, например, добычи сланцевой нефти, лидеры отрасли не могут сотрудничать с американскими компаниями. Здесь слабый рубль не является единственной причиной.
Беньямин Трибе
Источник: inosmi.ru