Решительно заявляю: Ксения Собчак — чистый ангел. С необычайной кротостью она вытерпела прямой разговор с Владимиром Киселевым и Сергеем Кожевниковым. Почти два часа два мутных господина с убегающими глазами и разбегающимися мыслями выясняли нюансы акционерного скандала вокруг «Русской медиагруппы».
Количество дерьма, заботливо припасенного друг для друга одним из основателей фонда «Федерация» Киселевым и совладельцем РМГ Кожевниковым, казалось бесконечным. А она, чистый ангел, продолжала спокойно копошиться в оттенках дерьма вперемешку с оттенками вранья. Выдержала невыносимое, задала точные вопросы, разложила по полочкам ответы — и одержала победу. Пожалуй, со времен одиннадцати чемоданов с компроматом Руцкого ТВ не знало столь убийственно яркого свидетельства о сути и нравах нашего времени.
В этом сюжете есть все, что так любит ТВ. Большие деньги и большие звезды. Обман и предательство. Криминал и сверхлояльность власти. Тем удивительнее то обстоятельство, что ящик почти не отреагировал на конфликт с участием сладчайших для него, ящика, имен — от Киркорова до Лепса. Даже канал LifeNews, известный трепетным отношением к шоу-бизнесу, больше заинтересовала укушенная рыбой Волочкова, чем укушенный государством холдинг. И только теперь, слушая Собчак и ее гостей, поняла, почему. Вокруг конфликта стремительно сгущается, как сказали бы структуралисты, гипертекст, увлекая за собой целую иерархию исторических и культурных смыслов.
В центре разборок — патриотизм. Весь вопрос в том, какова мера веса (и весов) любви к Родине. Еще вчера именно «Русская медиагруппа» служила эталоном чувства, а уже сегодня эталон обернулся фикцией. Киселев намерен создать новый инкубатор певцов-патриотов (на базе РМГ и «Госконцерта»). Данный господин — оживший персонаж сорокинского «Дня опричника». Символичен эпизод из предыдущего скандала, связанного с фондом «Федерация». Тогда Такменев дожимал Киселева расспросами о близости к президенту, мол, сам пресс-секретарь Песков сказал, что вы знакомы с Владимиром Владимировичем. Распорядитель фонда смиренно потупился: «Как я, холоп, могу комментировать эти слова?» В сообществе холопов принято меряться размерами патриотизма.
Высокие чувства, впрочем, основаны на крепком прагматизме. За каждой репликой собеседников — шелест больших денег. «Музоны и заносы» — терминология Киселева. Ротация на «Русском радио» (якобы за 60 тысяч рублей) и поездки певцов в Крым. Слежки и угрозы, вплоть до чистой уголовщины (Иосиф Пригожин в синхроне рассказал, как нынешний глава «Федерации» в 2003-м предлагал «разобраться» с предыдущим мужем Валерии Шульгиным). Два разных Лепса: один поет на юбилее Кожевникова бесплатно, а другой на свадьбе дочери Леонида Федуна (держатель, вместе с Вагитом Алекперовым, основного пакета акций РМГ) — за серьезный гонорар. И снова о святом — кто допущен к верховному телу? Присутствие Ксении Анатольевны придает дополнительный смысл разговору. Именно в доме ее родителей, по признанию самого Киселева, он встречался с Путиным. И еще о том, что не менее свято, то есть о нефти. «Вы взяли на себя миссию продлить налоговые льготы на месторождение для Алекперова и Федуна, да или нет?» — спросила Собчак Владимира Владимировича. Тут Киселев впал в еще большее косноязычие (хотя казалось, куда уж больше) и ушел в несознанку.
Монетизация патриотизма — тренд сезона. Качество и количество беспредела в описываемом конфликте превышает даже нынешние весьма относительные гигиенические нормы. Разумеется, не это заставило промолчать ТВ. Просто уж слишком зримо здесь прослеживается сценарий светлого будущего. На каждого патриота найдется еще больший патриот. Тот, кто придет, зачистит, отнимет, да еще заставит каяться.
Собственно, будущее уже наступило. Не всем так везет, как Дмитрию Цорионову. Данное Энтео на вопрос канала РБК о спонсорах ответил кратко: «Господь Бог». Остальные, как могут, зарабатывают на прокорм любовью к земной власти, параллельно решая ведомственные и узкоцеховые проблемы. Корыстное импортозамещение становится национальной идеей. Министерство культуры составляет каталог патриотической музыки за три с лишним миллиона рублей. Хирург из «Ночных волков» хочет запретить других байкеров. Пчеловоды требуют ограничить западные сладости, текстильщики — импортные товары. И так далее — по списку.
В конце программы Собчак зрители проголосовали с большим отрывом за Кожевникова. Я не согласна с аудиторией «Дождя»: «оба хуже». Совершенно не важно, будет править бал Кожевников или Киселев. В первом случае услаждать массы станет Валерия с чадами и домочадцами, во втором — сыновья Киселева. Третьего не дано. Чужие тут не ходят. И так происходит во всех сферах российской жизни. Хотя, конечно, поющий сын держателя фонда «Федерация» впечатляет. ВладиМир (именно так, а не иначе) дает мастер-класс будущим инкубаторским певцам-патриотам в клипе под названием «Письмо президенту»: «Товарищ президент, нам не надо перемен. Я присягнуть готов за то, что поднял ты страну с колен». Слушая клип, даже автор сих строк, далекий от попсовых страстей, ощутил в организме растущую любовь к Кобзону.
Николай Басков, конечно, не досягает столь ошеломительных высот, как ВладиМир. Зато он снайперски сформулировал время: «Я нахожусь в том месте под солнцем, которое я заслужил». Вы не одиноки, Коля. Мы все находимся именно в этом самом месте.
Слава Тарощина
Источник: novayagazeta.ru