Тяжелобольных заключенных отпускают домой только умирать

Тяжелобольных заключенных отпускают домой только умирать

Вчера вышел на свободу страдающий муковисцидозом 23-летний Антон Ланшаков, теперь уже бывший заключенный исправительной колонии №1 в Ставропольском крае. Суд освободил Антона еще 30 июня, но вмешалась прокуратура, обжаловав это решение. Все это время Антон мучился от боли и практически не вставал с больничной койки. При этом по закону человек с неизлечимым генетическим заболеванием вообще не должен был попасть за решетку. Молодому человеку повезло – ему можно оказать помощь, говорят правозащитники. Зачастую тяжелобольных заключенных отпускают на свободу только в предсмертном состоянии, чтобы их смерть в учреждении не подпортила статистику.

Больного муковисцидозом Антона Ланшакова, осужденного год назад на пять лет строгого режима за продажу марихуаны, вчера просто вывели за пределы ИК-1. Никого не интересовало, как человек, весом 45 килограммов, еле стоящий на ногах, в одной тюремной робе должен добираться из села Кочубеевское в Ставрополье до своего родного Камышина, что в Волгоградской области. Подъехавшие правозащитники дали ему лекарства и отправили на автобусе домой к матери.

Бороться за 23-летнего Ланшакова начали еще весной. У него была диагностирована дыхательная недостаточность третьей степени, эмфизема легких, объем фиксированного выдоха составлял 16% от нормы. «Кочубеевский районный суд Ставропольского края освободил его еще 30 июня, чтобы он наконец-то мог пройти лечение в НИИ пульмонологии в Москве, а не умер в колонии».

Но тут прокуратура обжаловала решение. Опять время теряли. А парень медленно угасал, получая только препарат «Пульмозим» вместо необходимой терапии. И только спустя почти два месяца Антон вышел на свободу», – отметил «НИ» адвокат Андрей Сабинин. И тем не менее Антону повезло: многие больные заключенные не доживают даже до рассмотрения ходатайства об освобождении в суде. Часто люди умирают практически сразу после освобождения.

В отношении осужденных действует постановление правительства Российской Федерации №54 от 2004 года, где перечислены заболевания, препятствующие отбыванию наказания. Муковисцидоз входит в их число. По закону Антон Ланшаков не должен был провести в колонии ни одного дня.

В 2014 году по заключениям специальной медицинской комиссии УФСИН по Ставропольскому краю заявления на условное освобождение по болезни в суд подали 64 осужденных. «Несмотря на то что практически все они страдали тяжелыми заболеваниями, часто не совместимыми не только с пребыванием в исправительном учреждении, но и с жизнью, суды освободили по этим основаниям только пять человек – 7,8% от общего числа. При этом девять из них умерли, не дождавшись рассмотрения их ходатайств в суде, а еще семеро осужденных умерли вскоре после судебного отказа. Вместе с тем в среднем по России число осужденных, освобожденных из мест лишения свободы по указанным основаниям в 2014 году, составило 45–50% от представленных к освобождению», – рассказал Андрей Сабинин. По его словам, больных заключенных, скорее, будут на носилках приносить в суд, чем отпустят. «Они предпочитают больных сгноить в тюрьме, нежели выпустить умирать их дома. Не исправился еще человек, который при смерти находится. Вдруг совершит очередное преступление? Вот чем у нас руководствуются судьи», – отметил «НИ» адвокат Сабинин.

В субботу умерла бывшая заключенная столичного СИЗО-6 (Печатники) Юлия Копынева. Правозащитники с трудом добились, чтобы ее освободили, хотя понимали, что ее диагноз с жизнью не совместим. «Больше всего меня взбесило, что она серьезно заболела именно в СИЗО. Да она стала просто желтая, – поделилась с «НИ» член общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Москвы Анна Каретникова. – Копынева Юля была действительно очень больна. У нее был ВИЧ 4В, цирроз печени, туберкулез, в придачу гнойный отит. Скорее всего, она до СИЗО заразилась ВИЧ, но она же не умирала», – рассказала «НИ» г-жа Каретникова.

Отец Юлии рассказал правозащитнице, что с дочерью все было в порядке, они часто созванивались, серьезных проблем со здоровьем не было. А потом ситуация резко ухудшилась. Женщина начала писать заявления врачу. Но журнал заключенным приносят очень редко. А без записи никто заключенных осматривать не будет и даже не узнает, что им это необходимо. «Когда Юля попала в больницу «Матросской тишины», было уже очевидно поздно. Да, мы добились и получили справку, где сказано, что у нее заболевание, которое исключает возможность пребывания под стражей. Но спасти не успели. Зато Юлю успели актировать из СИЗО, пока она не умерла. Теперь она им статистику не подпортит», – отметила «НИ» Анна Каретникова. Показательно, что в начале года глава медсанчасти №77 ФСИН России по Москве Галина Тимчук заявила, что статистика по смертности в столичных тюрьмах улучшается с каждым годом. По ее словам, в 2014 году в столичных изоляторах скончались 25 человек (в 2013 году – 34), в том числе от заболеваний – 17 человек (21 – в 2013 году).

В данный момент правозащитники борются за освобождение по болезни еще одной заключенной СИЗО-6 – Светланы Рындиной. У женщины рак шейки матки 3-й степени, она лежит в больнице «Матросской тишины» практически без движения. В СИЗО №6 Рындина попала по обвинению в хранении наркотиков (статья 228 УК). Будучи обвиняемой, она имела право требовать освобождения: на нее распространялось постановление правительства №3, где содержится перечень заболеваний, препятствующих содержанию под стражей. Однако на днях Рындиной вынесли приговор и назначили 3,5 года колонии. И теперь в отношении нее действует уже вышеупомянутое постановление №54, касающееся осужденных. В этом перечне есть рак шейки матки, но он должен быть с метастазами. У Светланы их нет…

«Чтобы тебя актировали, желательно быть мертвым, а еще лучше – немножко разложившимся, – сказала «НИ» Анна Каретникова. – Вот будут ждать, пока у Рындиной появятся метастазы, чтобы она умерла, вот чего добиваются. Сотни раз говорили, что нужно менять перечни заболеваний. Врачей умоляли нас поддержать, но им плевать. У них профессиональная деформация наступает быстрее, чем у других сотрудников. Им главное – соблюсти отчетность».

Анастасия Иванова

Источник: newizv.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий