Штурмовик, которого боялся Вермахт

Штурмовик, которого боялся Вермахт

В то время как Америка и тихоокеанский регион готовятся отметить 2 сентября юбилей окончания Второй мировой войны, европейские газеты вновь пишут на первых полосах о захватывающих находках военных времен. В центре внимания находится Польша. После того, как всего несколько дней назад в местечке Валбжих (Walbrzych) в Нижней Силезии был обнаружен немецкий бронепоезд, многочисленные новые находки подарили Висла и один из ее притоков: еврейские надгробия, обломки старого моста и корпус советского военного самолета.

Причиной обнаружения находок явился чрезвычайно низкий уровень воды в Висле — рекордно низкий с начала измерений в конце XVIII века. Это же касается и Бзуры — одного из притоков Вислы в центральной части страны. Именно там из воды неожиданно показались обломки самолета. Его подъем взяли на себя сотрудники музея города Вышогруда (Wyszogrod).

По словам руководителя музея Зджислава Лещиньского (Zdzislaw Leszczynski), ему удалось поговорить с жителями тех мест, которые помнят ожесточенные бои в последние месяцы войны и которые рассказали ему, что немцы сбили этот самолет в январе 1945 года. Упав, самолет провалился под лед. Это был штурмовик Ил-2 — одна из наиболее массовых моделей. Всего было построено около 35 тысяч машин этого типа.

12 января 1945 года Красная армия начала наступательную операцию на немецком Восточном фронте, в которой принимало участие около 2,2 миллиона солдат. Хотя командование Вермахта и ожидало этого и, имея в своем распоряжении всего лишь 450 тысяч солдат и почти сотню танков, не питало иллюзий относительно исхода предстоявших боев, но не принимало мер по подготовке отступления. Вместо этого, однако, началось массовое бегство гражданского населения, в котором принимали участие десятки тысяч человек. В течение всего нескольких дней фронт «рухнул».

В середине января на берегах Бзуры начались ожесточенные бои, в которых Красной армии в итоге удалось взять верх. 17 января вся территория оказалась под контролем советских войск. Более пяти лет назад, в сентябре 1939 года, Вермахт, начав войну против Польши, именно здесь добился решающих успехов. В тот же самый день части Красной армии заняли восток страны.

Ил-2, обнаруженный в Бзуре, является двухместной модификацией, производившейся с 1942 года. Самолеты этой модели, разработанной в середине 1930-х годов, использовались для поддержки наземных операций. Ил-2 имел мощную броню и был вооружен пушками, пулеметами и ракетами. Наиболее опасным его оружием были укомплектованные в кассеты кумулятивные бомбы, которые могли пробивать броню тяжелых немецких танков.

В Германии Ил-2 получил прозвище «Железный Густав», потому что его броня могла выдержать обстрел даже из автоматической пушки. Вместе с тем, этот одномоторный самолет был тяжелым и неповоротливым, развивая скорость 400 км/ч на высоте 1500 метров при дальности полета в 765 километров. Без сопровождения со стороны истребителей Ил-2 практически не имел шансов уйти от немецких «Мессершмиттов» и «Фокке-Вульфов».

Среди машин одноместной модификации, которыми в 1941 и 1942 годах часто управляли неопытные летчики, потери были огромными. Несмотря на всевозможные улучшения, в конце войны Красная армия потеряла более 23 тысяч самолетов этого типа. Почти восемь тысяч летчиков при этом погибли. До наших времен сохранилось лишь несколько экземпляров Ил-2.

Оба члена экипажа, управлявшие самолетом, упавшим в Бзуру, погибли. Представитель российского посольства сказала, что, возможно, их удастся идентифицировать по номеру самолета и похоронить с соответствующими почестями. Отдельные элементы оборудования самолета — один пистолет, рацию и боеприпасы — уже отправили на экспертизу в вышогрудский музей. Вскоре туда же отправят и другие элементы.

Но это не единственные находки, «освобожденные» теперь Вислой. Обнаруженные в последние дни еврейские надгробия, по мнению экспертов, когда-то стояли на кладбище Бродно в Варшаве, где покоились останки 300 тысяч евреев. Сейчас там стоят всего лишь около трех тысяч надгробий. Остальные были использованы во время и после войны в качестве строительного материала или с целью укрепления берегов Вислы.

«Висла скрывает в себе бесконечное множество тайн», сказал руководитель еврейского фонда Джонни Дэниэлс (Johnny Daniels), во время прогулки по берегу реки. Недавно в Висле из воды показались обломки моста, взорванного солдатами Вермахта в ходе отступления в 1944 году.

Флориан Штарк

Источник: inosmi.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий