Казахстанцы лидируют среди иностранных студентов, зачисленных в вузы России
Число казахстанцев, обучавшихся в российских вузах в 2014 году, оценивается в 56 тысяч человек, что составляет почти треть от общего числа всех иностранных студентов в РФ.
Привлекательность российских вузов среди школьников Казахстана объясняется качеством образования, языковой доступностью, географическим фактором, а также особенностями менталитета. Многие из этой страны намерены не только получить образование по российским стандартам, но и остаться в России с перспективой дальнейшего трудоустройства. Диплом отечественных вузов, по мнению экспертов из Казахстана, значительно повышает возможности достойного трудоустройства в т.ч. в республике.
Для учебы в России жителям Казахстана созданы весьма благоприятные условия. Отсутствие российского аттестата формально не препятствует поступлению казахстанских школьников в вузы России. Претендующие на зачисление казахстанцы участвуют в конкурсе на основе результатов единого государственного экзамена. Сдать ЕГЭ можно в любом консульском учреждении РФ или же в университете в России. Результаты казахстанского ЕНТ (единого национального тестирования) российскими вузами не принимаются. ЕНТ существенно дискредитирован после ряда коррупционных скандалов и претензий к организации проверки работ школьников.
На общих основаниях казахстанцы имеют возможность поступить на бюджетные отделения любого государственного вуза в России, наряду с гражданами РФ. Кроме этого, с 2003 года на основе двустороннего межправительственного соглашения абитуриентам из республики в пределах устанавливаемой каждый год квоты Министерством образования и науки РФ предоставляется грантовая поддержка для обучения в российских университетах. С 2010 года за казахстанцами резервируют порядка 150 мест.
У бывших казахстанских школьников, желающих продолжить обучение в российском вузе, также есть возможность получить финансовую помощь в рамках казахстанской президентской программы «Болашак». Однако стипендиальный проект в большей степени ориентирован на ведущие западные учебные учреждения. По сведениям Центра международных программ РК, в европейских вузах обучаются 53% болашаковцев (40% – в Великобритании), в США и Канаде – 30%, а в России – лишь 9%. В официальном списке рекомендуемых вузов значатся 20 учебных заведений Москвы и Санкт-Петербурга, американских вузов – 49, британских – 39. В перечне приоритетных гуманитарных специальностей преобладают западные школы, а по некоторым направлениям Россия даже не указывается (например, международные отношения, менеджмент телекоммуникаций, управление человеческими ресурсами).
С 2001 года на базе Центра образования «Царицыно» при поддержке правительства Москвы действует «Открытая русская школа», обеспечивающая дистанционное обучение по отечественным программам общего среднего образования. В ОРШ обучаются ученики старших классов стран СНГ, в т.ч. и Казахстана. Завершают они учебу в статусе российских выпускников после сдачи в Москве единого государственного экзамена. В Алма-Ате действует Центр дистанционного образования этой школы.
В казахстанской зоне интернета множество специализированных сайтов, посвященных российским вузам, порядку и условиям поступления в них. В различных регионах Казахстана на общественных началах функционируют консультационные центры, оказывающие содействие местным выпускникам по вопросам образования в России. Так, по информации республиканского славянского объединения «Лад», просьбы о такой помощи чаще всего поступают от жителей Костаная, Кокшетау, Семея, Петропавловска, Павлодара, Усть-Каменогорска, Алма-Аты. Причем около 85% заявителей – русские, остальные – этнические казахи. Это значит, что «образовательную миграцию» можно и нужно рассматривать как потенциально один из наиболее эффективных каналов привлечения в Россию соотечественников из-за рубежа, среди которых большинство – пассионарная молодежь, а значительная часть намерены впоследствии обосноваться на исторической родине.
Существует возможность получить высшее образование по российским стандартам и в самом Казахстане. В настоящее время в республике функционируют 6 филиалов российских вузов: филиалы МГУ им. М.В.Ломоносова (Астана), Академии труда и социальных отношений (Алма-Ата), Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (Усть-Каменогорск), Челябинского государственного университета (Костанай), Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов (Алма-Ата), Московского авиационного института (Байконур). Вместе с тем, представители российских вузов в личных беседах нередко указывают на достаточно сложные условия работы в Казахстане, связанные с искусственными бюрократическими барьерами и высоким уровнем коррупции в местной системе образования.
Показательно, что в Казахстане нет славянского университета (открыты совместно с Россией в соседних Киргизии и Таджикистане, а также Армении и Молдове). Казахстанско-Российский университет (Астана), учрежденный в 1998 году на основе соглашения между министерствами образования РФ и РК, был закрыт в июле 2014 году из-за несоответствия требованиям к образовательной деятельности.
Как итог, сеть филиалов российских вузов в Казахстане уступает западным (в основном, американским и британским) аналогам и не соответствует уровню достигнутых между странами стратегических отношений.
В любом случае дипломы выпускников казахстанских вузов признаются в России и обеспечивают формальное равенство при трудоустройстве наряду с российскими специалистами .
Хотя местные школьники в большинстве выше ценят российское образование, получение которого увеличивает их шансы найти хорошую работу.
Со своей стороны, вузы в России также заинтересованы в притоке иностранных студентов на фоне резкого сокращения числа российских абитуриентов в результате «демографической ямы» 1990-х годов. Многие из них одновременно ведут борьбу за высокие места в международных рейтингах, где особо учитывается доля зачисленных иностранцев.
На этом поприще с российскими университетами конкурируют западные вузы. При поддержке посольства США в Казахстане, в крупных городах страны, активную профориентационную деятельность ведут представители американских учебных заведений, разъясняя преимущества западной образовательной системы.
Участники националистически настроенных общественных движений в социальных сетях и блогосфере РК продолжают дискредитационную кампанию против российского образования. Они заявляют о рисках этнического преследования и насилия в России, приводя в пример убийство в июне 2011 года обучавшегося в московском вузе сына Ж.Алиева (экс-зама председателя Ассамблеи народа Казахстана), несмотря на то, что «этнический» мотив в этом деле не подтверждён. Путь к преодолению подобных мифов – совершенствование разъяснительной работы и повышение качества собственно отечественного образования.
В заключение, отметим, что, хотя в настоящее время сохраняется высокий приток казахстанцев в российские образовательные учреждения, в отечественной высшей школе отсутствует система воспитания выпускников в духе российских этнокультурных и идейных установок, ориентированных на формирование, по меньшей мере, уважительного отношения к России, адекватных представлений о её глобальной роли и исторической ценности. Для достижения этих целей были бы полезны специальные программы исторической подготовки, патриотического воспитания студенческой молодежи, организация поствузовского профессионального сотрудничества с выпускниками-иностранцами, вернувшимися на родину, и иные подобные проекты, ориентированные на студентов из других стран.
Дмитрий Сергеевич Попов , Максим Александрович Лихачёв
Источник: riss.ru