Дагестанский «конкурс чиновничьей самодеятельности» приведет к массовым акциям недовольства населения республики.
Система избрания глав муниципальных образований в Дагестане вышла из юрисдикции избирательного права и поставила под угрозу политическую стабильность и общественную безопасность на местном уровне.
Сомнительные правила
Рамазан Абдулатипов стремится показать управляемость республики и даже доложил президенту страны о замене половины руководителей районов и городов.
В республике главы МО избираются только через комиссию, членами которой являются представители руководители районов или руководства республики. В результате на выборы глав МО не распространяется действие ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Это стало возможным благодаря внесению изменений в законодательство в течение двух последних лет. Однако в августе этого года 90 депутатов Государственной думы поставили под сомнение реформу местного самоуправления 2014-2015 годов и обратились в Конституционный суд РФ с просьбой проверить изменения порядка формирования местных органов власти.
Тень сомнений, брошенная на муниципальную реформу 90 депутатами ГД, вызывает еще большее сомнение в эффективности дагестанского законодательства в области местного самоуправления и опасения перед последствями его применения.
Чиновничья самодеятельность
Новые правила выборов глав муниципальных образований в Дагестане должны были укрепить вертикаль власти, но все получилось наоборот.
Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет, что «порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования» и «должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее, чем за 20 дней до дня проведения конкурса».
Каких-то особых требований, предъявляемых к кандидатам на должность главы МО, нет – кроме установленных законом запретов и возрастного ценза.
Конкурсная комиссия состоит наполовину из представителей муниципального образования, наполовину – из представителей от руководителя района (если речь о сельском поселении) или главы республики (когда конкурс проводится в районах и городах).
В республике негласно разработали и внедряют положение о порядке проведения конкурса среди желающих предстать перед депутатами муниципалитета для избрания главой. Вся процедура включает себя два этапа – принятие и проверка документов от кандидата (до 15 дней) и непосредственно конкурс.
Второй этап конкурса более интересный.
Упомянутое выше негласное положение допускает на этом этапе использование «не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации и Республики Дагестан методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов».
Речь, в частности, идет о таких методах, как «индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, тестирование, устное или письменное изложение своих предложений, программы развития городского округа в рамках полномочий главы городского округа, а также иные методы оценки профессиональных и личностных качеств кандидата».
Кроме того, положение предписывает комиссии при оценке кандидатов исходить из наличия у них «программ развития городского округа, соответствующего уровня образования, профессиональных навыков и опыта работы, необходимых для исполнения полномочий главы городского округа; профессиональных и личностных качеств каждого из кандидатов».
Но тут есть ряд нюансов.
Во-первых, это положение не является обязательным для муниципалитета, и каждый может изобрести свое «орудие пыток».
Во-вторых, даже в тех муниципальных образованиях, где уже приняли подобное положение (Дербент, Буйнакск, Махачкала, Кизляр, Казбековский район), конкурсные комиссии не обязаны применять перечисленное методы к каждому кандидату. Одного встретят и проводят по одежке, а другого будут провожать по уму.
В-третьих, учитывая, что такие конкурсы чиновничьей самодеятельности пройдут на районном (городском) и сельском уровне, с участием разных людей с разными взглядами и уровнем образования, ни о каком единстве требований к кандидатам в главы муниципальных образований и речи не может быть. Это не ЕГЭ.
В-четвертых, в принятых положениях у кандидата нет возможности заявить отвод членам комиссии из-за каких-либо обстоятельств, влияющих на объективность их решения. Получается, член одной партии может проголосовать против члена другой партии.
В пику администрации президента
В начале 2015 года на семинаре-совещании для мэров, устроенном администрацией президента РФ, Вячеслав Володин давал следующие установки на выборы 2015 года:
«Нам крайне важно, чтобы был диалог с людьми, с гражданским обществом. Хотелось бы, чтобы вы уделили внимание именно коммуникациям. … Главам исполнительных органов МСУ городов необходимо сосредоточиться на реализации запроса со стороны жителей, на справедливость и открытость в принятии решений».
Ни одна из этих установок не соблюдена в процедуре избрания глав муниципальных образований.
Документ, регулирующий порядок отбора кандидатов для избрания на пост главы муниципального образования, не обязателен для обсуждения в рамках публичных слушаний и не подлежит экспертизе.
И, соответственно, власти республики и местные органы не удосужились обсудить его не только в местных общественных советах, но и даже в Общественной палате РД.
Нет установок и практики назначения в члены конкурсной комиссии представителей гражданского общества, хотя бы лояльных к властям, не говоря уже о реально действующих.
В итоге система отбора кандидатов по конкурсу выглядит закрытой, непрозрачной и политически нелегитимной процедурой.
Либо администрация президента РФ ничего не понимает в местном самоуправлении в Дагестане, либо местные власти пошли против установок сверху.
Если второй вариант, тогда вообще непонятны «правила игры»: у нас вертикаль власти или что?
Политическое время
После ухода от избирательного законодательства при избрании глав муниципальных образований политический календарь разорвался.
Для демонстрации этого эффекта были взяты объявления о проведении конкурсов на посты глав в четырех муниципальных образованиях, на сайтах которых имелись соответствующие документы (под датой конкурса подразумевается уже проведение второго этапа).
В Казбековском районе протокол конкурсной комиссии был составлен 4 августа – и в этот же день прошла сессия районного собрания, на которой был избран глава района.
Дербентское горсобрание прямо указало в объявлении, что документы принимаются только в рабочие дни. Зато в Дербенте не установили время проведения конкурса – в отличие от других трех муниципалитетов.
Эти муниципалитеты объединяет то, что они провели (как Казбековский район) или еще пытаются провести конкурс и выборы главы муниципалитета с помощью депутатов, срок полномочий которых заканчивается в октябре 2015 года.
Особняком стоит Махачкала, так как (несмотря на принятие горсобранием положения о порядке проведения конкурса) здесь отказались проводить выборы главы до формирования нового состава горсобрания. Но опять же это негласное решение – признак политической воли, а не единства процедур.
В аналитическом докладе о ходе избирательной компании в стране, подготовленном Комитетом гражданских инициатив при содействии фонда Кудрина, ситуация в Махачкале обрисовывается в тоне удивления нестабильностью: «Уже в четвертый раз за последние полтора года власть в столице региона меняется без выборов, что довольно специфическим образом представляет параллельно идущий электоральный процесс».
Судебные риски
На модель избрания глав МО, выбранную в республике, не распространяются установленные процедуры обжалования нарушения избирательных прав. Решения конкурсной комиссии оспариваются как решения органов власти – в порядке гл.25 ГПК РФ.
В избирательных делах работают пресекательные сроки, а по делам обжалования решений и действий должностных лиц и органов власти трехмесячный срок обжалования может быть восстановлен. Это позволяет создавать ситуацию длительной политической неопределенности.
Порядок рассмотрения жалоб на действия властей позволяет приостанавливать акты и действия власти. Соответственно, процедура избрания главы может быть приостановлена на стадии рассмотрения спора о законности отказа в принятии документов в конкурсную комиссию.
Судя по публикациям в СМИ, прокуратура и судебная власть в Дагестане в этом вопросе руководствуются принципом «баба с возу, кобыле легче».
На заседании СБ РД прокурор республики заявил:
– В основном допускаемые нарушения в ходе подготовки и проведения выборов были вызваны имеющимися несоответствиями уставов муниципальных образований Закону Республики Дагестан от 16.09.2014 № 67 «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов Республики Дагестан и избрания глав муниципальных образований Республики Дагестан.
То есть не все еще отказались от прямых выборов глав муниципалитетов. Прокурор обещает дежурство в день голосования, но ни слова не говорит об обеспечении законности при проведении конкурсов на посты глав муниципалитетов.
28 августа в Верховном суде РД состоялось совещание судей по вопросу организации работы судов во время избирательной компании. И тоже уклон делался на прямых выборах депутатов муниципалитетов.
А между тем помимо вышеуказанных трудностей есть и юридические нюансы.
15 сентября 2015 года вступает в силу Кодекс административного судопроизводства РФ, который заменит главу 25 Гражданского процессуального кодекса (по ней оспариваются действия должностных лиц и решения органов власти).
Соответственно, судебная власть республики должна четко понять и разъяснить другим участникам процесса, в каких случаях будет применяться новый закон, а в каких – положения главы 25 ГПК.
И главное – судебная власть должна направить во все районные суды установку о приоритете рассмотрения жалоб на действия и решения конкурсных комиссий. Иначе политический процесс на муниципальном уровне не закончится и за полгода.
Митинговые страсти
25 августа в Буйнакске уже прошел митинг недовольных сторонников «Партии ветеранов России», которые поняли, что избираться в горсобрание бесполезно, поскольку власти города проводят конкурс силами действующего состава депутатов. Властям пришлось стягивать силовиков в город.
Рассчитывать на судебную власть не стоит: для примера можно вспомнить выборы, прошедшие осенью 2009 г. в Дербенте.
На местном уровне конфликты чаще происходят из-за выборов не депутатов, а главы муниципалитета, у которого вся власть.
Хитроумная закрытая система конкурса приведет еще к большим выступлениям против властей: раньше недовольные понимали, что выступают против других избирателей, а тут проигрывают чиновникам.
Зачем тогда надо было отменять отработанную систему выборов, если конфликты усилятся?
Расул Кадиев
Источник: kavpolit.com