Крупнейшее месторождение газа, обнаруженное у берегов Египта, может перекроить энергетические рынки Европы. По крайней мере, так утверждают те, кто недоволен долей российского газа в европейских поставках. Насколько обоснованны эти утверждения и стоит ли Газпрому опасаться египетского конкурента?
Итальянская Eni объявила об открытии «сверхгигантского» месторождения газа Зор (Zohr) в Средиземном море у берегов Египта площадью 100 квадратных километров. Это действительно крупнейшее открытие с 1967 года в акватории Средиземного моря.
По данным, полученным в ходе сейсмических работ и разведочного бурения, потенциальные запасы месторождения могут составить 30 трлн кубических футов газа. Это 850 млрд кубометров газа, или 5,5 млрд баррелей нефтяного эквивалента. В компании заявили о немедленном начале создания инфраструктуры для уточнения запасов и разработки месторождения.
Скважина Zohr 1X NFW, открывшая месторождение, пробурена на глубину 13 553 фута (4131 м). Месторождение найдено в пределах блока Шорук (Shorouk), расположенного в 190 км от берега. Правом на разработку блока владеет стопроцентное дочернее предприятие Eni – EOC Production B. V.
Открытие подобного месторождения поможет Египту стать энергетически независимой страной и обеспечит региону стабильность, уверен гендиректор ведущей нефтегазовой компании Италии Eni Клаудио Дескальци. «Это волнующий момент для нас, а также для Египта. Египет может рассчитывать на это открытие в течение следующего десятилетия. Это очень важный запас на будущее», – заявил Клаудио Дескальци.
Запасов нового месторождения хватит для внутреннего потребления как минимум на десятки лет вперед, радуется Каир. В связи с этим Египет приостановит импорт голубого топлива на три–пять лет, поспешил заявить официальный представитель министерства нефти и природных ресурсов Египта Хамди Абдельазиз. «Важно, что нам в этом случае не понадобится импортировать газ из других стран», – сказал он.
Кроме того, египетский газ с нового месторождения может появиться и в Европе. Открытие этого месторождения важно для Европы, «поскольку дает больше безопасности и геополитической стабильности всем, учитывая ту роль, которую Египет играет в регионе», отметил Дескальци в интервью газете La Repubblica, опубликованном в понедельник.
Отвечая на вопрос, поможет ли это открытие Италии уменьшить зависимость от российского газа, гендиректор Eni отметил, что Италия может стать экспортером египетского газа: у компании будет возможность осуществлять экспорт из месторождения Zohr на Апеннины.
Сроки
Eni, присутствующая в Египте с 1954 года, намерена приступить к разработке месторождения в кратчайшие сроки, с использованием уже существующей инфраструктуры.
Через несколько месяцев Eni рассчитывает получить лицензию на развитие и производство на новом месторождении. Добыча начнется уже через 30–36 месяцев, то есть через три года, надеется Египет. При этом власти страны «будут стараться сократить время введения месторождения в строй», чтобы начать добывать газ для внутреннего потребления как можно раньше, рассказал Абдельазиз.
«В следующем году мы сделаем первые скважины и проложим все трубопроводы, необходимые для его транспортировки. Я ожидаю, что результаты мы увидим к концу стратегического плана 2015–2018 годов», – отметил глава Eni.
Удар по Газпрому в Европе
Эксперты сразу заговорили о том, что новое месторождение угрожает позициям Газпрома не только в Египте, но и в Европе. Оно может изменить энергобаланс в европейском регионе и даже сбить цены на европейском газовом рынке. Однако в реальности угроза для российского газа пока сильно преувеличена.
«Сейчас речь идет лишь о начальном этапе геологоразведочных работ. Поэтому смело можно прибавлять 8–10 лет до момента реального промышленного освоения, если оно вообще состоится. Скорее всего, это достаточно глубоководный проект. Здесь очень много нюансов, технических деталей, которые пока не понятны», – говорит замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.
Достаточно вспомнить, сколько лет говорят о добыче газа в Израиле на месторождении Левиафан. Именно оно до сих пор считалось крупнейшим в Средиземном море. С момента пафосного открытия этого месторождения прошло уже 11 лет. Его запасы оцениваются в 450 млрд кубометров газа, то есть почти в два раза меньше, чем предварительные оценки запасов в египетском месторождении Зор. «Для региона названные оценки запасов действительно крупные. Но изменить глобально баланс, я думаю, вряд ли способны», – говорит Гривач.
«Предварительные оценочные запасы в 850 млрд кубометров – много, но это не шокирующая оценка. Для сравнения, Газпром экспортировал в Европу в 2014 году порядка 150 млрд кубометров газа. Если предположить, что Европа захочет весь свой газ, который она получает от Газпрома, заместить этим газом, то этого месторождения хватит менее чем на пять лет. Поэтому серьезной долгосрочной угрозы газовым поставкам из России в регион само это месторождение не несет», – утверждает также аналитик Forex Club Валерий Полховский.
Это никак не затронет и планы по «Турецкому потоку». Это долгосрочный проект, рассчитанный на поставки газа десятилетиями, тогда как египетское месторождение Зор на такое не способно. В целом Газпром работает по долгосрочным контрактам, где цены для покупателей привязаны к нефти. Поэтому вопрос новых цен будет обсуждаться лишь после окончания срока их действия, а с большинством стран газпромовские контракты подписаны до 2020–2025 годов.
Кроме того, реальные подтвержденные запасы нового месторождения могут оказаться куда меньше заявленных. «Обычно нефтедобывающие компании любят немного преувеличивать предварительные оценки, чтобы это выглядело более привлекательно и выгодно для инвесторов, и с точки зрения вложения денег, чтобы поднять капитализацию самой компании и ее перспективы на будущее. Те запасы, которые заявила Eni, предстоит еще доказать», – отмечает Полховский.
Можно вспомнить завышенные оценки запасов сланцевой нефти в США. «Сначала были озвучены «аховые» запасы, а потом агентство энергетической информации страны понизило запасы этого сланца на 95%», – напоминает Полховский.
Нужно время и деньги – не только чтобы начать промышленную добычу, но для того, чтобы построить инфраструктуру для поставок в Европу. Объем затрат сейчас не может предугадать никто. Пока также неизвестно, какова будет себестоимость добычи газа на этом месторождении.
Газопроводы под египетский газ строить никто не будет, ибо, в отличие от России, запасы топлива у Египта серьезно ограничены. Речь может идти лишь об египетском СПГ для Европы. А это означает необходимость инвестиций в СПГ-заводы и то, что египетский газ не сможет быть дешевым и сбить цены на европейском газовом рынке, а значит, доставить неприятности Газпрому.
Показателен пример Литвы, которая построила-таки СПГ-завод и начала принимать норвежский сжиженный природный газ. Газпром продает Литве газ по 370 долларов за тысячу кубометров, а за норвежский газ Литве приходится платить 580 долларов за тысячу кубометров, то есть в полтора раза больше. Сам норвежский газ стоит как газпромовский, но потом набегает много дополнительных расходов. Только за сжижение Норвегия требует 60 долларов, потом газ надо еще привезти, «распаковать» и транспортировать дальше, плюс маржа продавцам.
Наконец, Европа в любом случае не получит весь газ с нового месторождения, потому что Египту самому нужно топливо. Европа лет десять назад уже рассматривала Египет как потенциального экспортера газа, но прогадала. Истощение египетских месторождений и рост внутреннего потребления превратили Египет в нетто-импортера. Страна подошла к такой точке, что ее собственные запасы были бы полностью исчерпаны к 2027 году.
Получив так вовремя подарок в виде нового крупного месторождения, Каир в первую очередь будет озабочен тем, чтобы обеспечить собственные потребности.
Но итальянцы могут получить свои дивиденды, потому как обнаружили это месторождение и будут инвестировать в его разработку. Египет за работы, скорее всего, расплатится добытым газом, который может быть поставлен в страны Южной Европы. Но эти объемы вряд ли будут сильно заметны на фоне гигантского экспорта российского газа.
Египет остановит импорт
А вот энергобаланс на египетском газовом рынке новое месторождение в Средиземном море действительно может кардинально изменить.
«На самом египетском рынке это месторождение может существенно поменять картину. Если подтвердятся запасы в 850 млрд кубометров, то Египет сможет добывать для своих нужд газ в течение где-то 20 лет», – говорит Полховский. Так, ежегодно арабской стране необходимо 42,5 млрд кубометров газа для внутреннего потребления.
Однако потеря египетского рынка для России не так страшна, добавляет эксперт. По крайней мере текущее партнерство Египта с Газпромом и Роснефтью вряд ли закончится.
Это подтверждает заявление министерства нефти и природных ресурсов Египта, которое уверило, что открытие нового месторождения не повлияет на соглашения в области поставок газа, заключенные или планируемые к заключению с российскими нефтегазовыми компаниями.
«У Египта есть соглашение с российским Газпромом, ведутся переговоры с компанией «Роснефть» о поставках природного газа в течение следующих четырех лет. Египет уважает соглашения, которые он подписывает, и будет реализовывать все проекты», – заверил Абдельазиз.
Буквально в июле Роснефть договорилась о поставках в Египет порядка 3,5 млн тонн сжиженного природного газа в течение двух лет начиная с конца 2015 года. В общей сложности будет поставлено 24 партии газа. Кроме того, Роснефть поставит и другие виды топлива – газойль, бензин, битум и мазут.
Также египетские власти договорились с Газпромом о поставке 35 партий СПГ в 2015–2019 годах (по семь газовозов в год).
Параллельно Египет заключал контракты о поставке СПГ и с другими компаниями, в частности со швейцарской Trafigura (на покупку 33 танкеров СПГ в 2015–2016 гг.). Каир говорил о закупке алжирского СПГ в этом году. Кроме того, благодаря росту потребления в Египте увеличить импорт газа планировали Израиль и Иордания.
Однако Египет в своем заявлении пообещал сохранить контакты только с российскими компаниями, не выделив других поставщиков. Хотя в конечном счете Газпрому и Роснефти, скорее всего, придется искать новых покупателей СПГ.
Впрочем, пока у них нет возможности поставлять собственный СПГ в Египет, они планировали закупать его у других производителей и перепродавать в арабскую республику. Логика в том, что, как только собственные СПГ-заводы начинают работу, Россия заменяет «чужой» СПГ на собственный, не теряя за это время рынок сбыта.
В России имеется четыре СПГ-проекта, но три их них находятся в инвестиционной стадии или в стадии обоснования инвестиций. Осуществлять прямые поставки из России сейчас можно только с завода «Сахалин-2», однако это довольно невыгодно и неудобно с точки зрения логистики. Изначально же российский газ в Египет хотели поставлять с завода «Балтийский СПГ», который запустят в 2018 году.
Источник: 3mv.ru