Рубль обвалился вдвое – но цены пока что выросли вовсе не в 2 раза. Здесь многие видят спасительную «вилку»: мол, торговцы и хотели бы поднять цены тоже вдвое, вслед за долларом – ан нет, не могут! Ведь подъем цен упирается в границы платежеспособного спроса. Если повышать цены – товары и услуги просто не будут покупать, ведь клиенты не разбогатели, а наоборот, даже в рублях обеднели, судя по официальной статистике (по данным Росстата, заработная плата в 2015 году уменьшилась почти на 10%).
«Значит, – радуется наивный обыватель, – цены расти не будут, и кризис нам нипочем! Даже наоборот – повод для радости: ведь в долларах все дешевеет!» Увы, «это слишком хорошо, чтобы быть правдой». На самом деле торговец, при сильно отощавшем рубле, в любом случае не станет продавать себе в убыток. Если цену «тупо» поднять вдвое нельзя – он, будьте уверены, найдет способ компенсировать себе потери и без явного повышения.
И резервы «удержания цены при тощем рубле» очевидны: если не удается «отбиться» за счет количества (рублей), можно вернуть свое за счет качества (товара). То есть попросту – при той же цене удешевить (ухудшить) сам товар. Именно это и происходит.
Самое простое – делать сам товар попроще, погрубее, из более дешевых «комплектующих». Недавний мощный скандал с «пальмовым маслом», из которого, как неожиданно оказалось, теперь делают чуть ли не все якобы молочные продукты в России – тому яркое свидетельство. Также нет сомнений, что там, где в «молочных продуктах» все-таки требуется молоко – будет использоваться разведенный молочный порошок, т.е. «сухое молоко». Отныне и вплоть до выхода из кризиса пальмовое масло и сухое молоко – наше все. Хотя можно еще и с жирностью «поиграть»: на упаковке, скажем, написано 3,2% жирности, а на деле и 2,5 нет, остальное – вода. Ничего, не до жиру – быть бы живу!
То же относится и ко всем пищевым продуктам. В мясе будет меньше мяса и больше сои, в пиве – меньше солода, в колбасе – больше жира и костной муки, в томатной пасте – глютамата и сахарозаменителя. При этом также «сам бог велел» уменьшать вес упаковки. Были (когда-то давно) пакеты по 1 кг, потом стали повсеместно по 900 г – сейчас будут по 800 г. А кое-где уже и по 750. И прекрасно, зато «цена почти не выросла».
Еще один «резерв» – меньше обращать внимания на внешний вид товара. Красочные упаковки, веселые картинки – это все долой, так как требует лишних расходов. Шмат «масла» вполне завертывать просто в бумагу, если не в газету. И мыть овощи с фруктами тоже не надо – это баловство. Да и сортировать/перебирать – тоже, в сущности, ни к чему – покупатель сам переберет. Бананы можно продавать зелеными, персики неспелыми, яблоки подгнившими, картошку проросшей… Зато, опять-таки – цены «приемлемые», «как до кризиса!»
Да и это еще не все. В заботе о сохранении цены вполне можно пожертвовать и всякими сопутствующими удобствами для покупателя. К примеру, в магазине можно держать меньше продавцов и кассиров. Да, будут очереди (они уже есть), будет замордованный один продавец на один необъятный мясной прилавок, у которого на лице написано «вас много, а я…!» – но и это позволит удерживать приемлемый для покупателей ценовой диапазон.
Я мысленно окинул взором нарисованную картинку: разбавленное молоко, несъедобная колбаса, грязные и гнилые овощи, длинные очереди, зеленые бананы, никакая упаковка… ба! Да ведь что-то мне все это сильно напоминает. Ну конечно – это же СОВОК!! Это она – родная и привычная совковая нищета и убожество.
Да, удивительное открытие. Мы об этом как-то раньше не думали, а ведь многие проблемы совка были оттого, что он был реально очень БЕДНЫЙ.
Мы сделали круг, воссоздали совок – и закономерно въезжаем опять в совковую бедность и скудость. Все-таки нищета – это главное российское проклятие.
Источник: sapojnik.livejournal.com