В Первом мире всё чаще поднимается вопрос, как будет устроена система власти во внеземных колониях. В Британском межпланетном обществе после серии экспериментов пришли к выводу, что на Марсе или Луне должна быть установлена технократическая диктатура, ограниченная общественным контролем (от профсоюзов до СМИ). И все колонисты обязаны работать.
То, что ближайшие к Земле небесные тела будут заселены, у технической и отчасти политической элиты нет сомнений. Зачем людям нужна колонизация Луны и Марса, очень чётко сформулировал инженер-визионер, миллиардер Элон Маск:
«Марс нужно заселять как можно быстрее, с тем, чтобы к 2100 году там было уже около 1 млн. человек. Миллион человек смогут обеспечить достаточное генетическое разнообразие, чтобы не было проблем в развитии популяции человека, связанных с недостаточным «генетическим фондом».
Сделать это нужно, исходя из нескольких соображений. Во-первых, заселение соседней планеты позволит сохранить цивилизацию, если на самой Земле произойдет катастрофа. Во-вторых, заселение планет Солнечной системы – это нечто вроде трамплина для выхода человека к звёздам. Это опыт, который поможет заселять любые другие планеты, в любом другом регионе Вселенной.
Для колонизации Марса необходимо более сотни тысяч перелетов для доставки миллиона человек и соответствующего количества оборудования, запасов и всего прочего, что может понадобиться такому количеству людей.
Уже к 2040 году можно основать базу на Марсе с тысячами или даже десятками тысяч людей. При этом первым колонистам придется платить за самих себя, но пионеры смогут основать колонию, которую можно будет развивать. Само собой, первые поселенцы не смогут вернуться на Землю в обозримом будущем, и это необходимо сознавать. Эти люди будут сталкиваться с физическим и психическим недомоганием, неизведанными болезнями и сильной депрессией. Это тоже нужно понимать, избавляясь от романтической пелены при мыслях о путешествии на Марс».
Одна из главных проблем, возникающих при колонизации Марса или Луны, – как сделать новое общество демократичным и безопасным, ведь бунты и восстания в замкнутом пространстве способны погубить колонию. Писатели-фантасты первыми начали поднимать этот вопрос. Известный английский фантаст Стивен Бакстер пишет:
«Учитывая хрупкость среды обитания во внеземном пространстве, будет ли там возможно восстание против тирании? И если нет, какие там могут быть гарантии свобод? Эти вопросы обсуждались на семинаре «Внеземная свобода: что такое свобода за пределами Земли?», в котором я участвовал. Семинар проходил в помещении Британского межпланетного общества, председательствовал астробиолог Чарлз Кокел. Открывая заседание, Кокел признался, что эта тема привлекла его после того, как в букинистическом магазине ему попался на глаза томик Руссо. Выяснилось, что никто не рассматривал с академической точки зрения (в отличие от научно-фантастических книг) вопрос о свободе применительно к колонизации космоса.
В ближайшем будущем космонавты, перемещающиеся между Землей и Международной космической станцией, останутся гражданами земных государств. В будущем же, весьма отдалённом, жители приспособленного для колонизации Марса или подобного Земле мира другой звезды могут иметь столько же гражданских свобод, сколько самые удачливые среди землян, если не больше.
Но рассмотрим промежуточный вариант — марсианскую колонию под куполом через одно-два столетия, где снабжение воздухом контролирует некий тиран (навеяно фильмом «Вспомнить все»). Возможно ли восстание? Нельзя разрушить систему жизнеобеспечения — это грозит смертью всему населению колонии. Сбежать из-под купола, не погибнув, тоже нельзя. Где в таком случае защита от диктатуры, где гарантии свобод?
В таких ситуациях наблюдается фундаментальное противоречие, говорит Кокел, между свободой индивидуума и необходимостью коллективно поддерживать системы общего пользования. Мы были междисциплинарной группой. Например, я предложил краткий обзор представлений об утопии и переднем крае в научной фантастике — от Хайнлайна до «Звёздного пути», — а представитель Либертарианского информационного и научного центра в США, названного в честь Джона Локка, и планетовед обсудили применение модели федерального правительства США в колониях населенной Солнечной системы.
Не рано ли начинать эти дискуссии? Но наш планетовед показал, как отцы-основатели США, тогда ограниченные 13 штатами, в своих рассуждениях о конституции проявили дальновидность, стремясь создать легко масштабируемую систему правления, способную включить штаты, которые ещё только предстояло основать, на континенте, который только предстояло освоить, и тем самым достигли успеха. Если они могли думать вперед, почему мы не можем? Тот же Руссо едва ли предвидел, что его сочинения прочтет астробиолог.
Замкнутая колония в межпланетном пространстве, на Луне или на Марсе будет по своей природе тиранической, потому что все её обитатели зависят от централизованно контролируемых систем. Нам нужно будет очень тщательно продумать то, как можно обеспечить права и свободы человека в условиях, когда тиран может отключить снабжение воздухом, а бомба повстанца – убить всех».
В повести Бакстера «Ковчег» (Ark), опубликованной в 2010 году, события разворачиваются на борту космического корабля, совершающего межзвёздный перелёт к далекому новому миру с целью его заселения. Речь идет о так называемом «корабле поколений» – продолжительность полёта настолько велика, что все члены первоначального экипажа состарятся и умрут до его окончания, а задача колонизации будет стоять уже перед их потомками.
И вот на борту возникает кризис власти. Несколько молодых и амбициозных членов экипажа формируют правительства, но оказывается, что руководить обитателями корабля не так просто. Поначалу они устанавливают военную дисциплину, затем пробуют демократию, но в результате к власти приходит диктатор, которому удается захватить контроль над системой водоснабжения. На борту есть ещё и старшее поколение, которому суждено состариться и умереть в полете. Эти люди устраивают мятеж. Некоторые из действующих лиц книги не верят в то, что они на космическом корабле, подозревая, что находятся в тюрьме или стали участниками какого-то социального эксперимента.
Об опасности диктатуры в космических колониях пишет и BBC Future. Около 30 мужчин и женщин (инженеры, социологи, философы и писатели) моделируют свержение диктатуры будущей колонии землян в далеком космосе. Эта игра-эксперимент проходит в стенах Британского межпланетного общества, о котором упоминал Стив Бакстер. Англичане вообще пока самые активные визионеры относительно проблемы политических режимов во внеземных колониях.
Предположим, что вам не нравится нынешнее правительство, и вы решаете устроить переворот. Мятежники начинают громить поселение, высаживают иллюминаторы, воздух улетучивается и все гибнут. Силовые решения конфликтов в космосе могут привести к гораздо более катастрофическим последствиям, чем на Земле. Каким же образом можно выразить протест против властей там, где насильственное сопротивление чревато гибелью всех обитателей колонии?
Ответ заключается в том, чтобы избежать возникновения диктатуры как таковой. Сделать это можно, если заложить в законы колонии механизмы ненасильственного сопротивления властям – например, путем создания трудовых организаций по типу земных профсоюзов или за счёт контроля за действиями исполнительной власти со стороны средств массовой информации.
Кроме того, можно уменьшить вероятность возникновения диктатуры, если рассредоточить по колонии системы генерации воздуха, водоснабжения и электропитания. Такое дублирование не только повысит стойкость систем жизнеобеспечения к возможным поломкам, но и не позволит кому-то одному получить полный контроль над ними.
Но даже при наличии свободной прессы или профсоюзов инопланетные колонисты могут столкнуться со специфическими проблемами, которых просто не существует на Земле – особенно если их жизнедеятельность регулируется не просто правительством, а руководством компании, на которую они работают.
Частные корпорации могут быть не менее безжалостными и деспотичными, чем самые античеловечные режимы. Например, бастующих колонистов могут уволить и просто выставить – но не на улицу, как на Земле, а за пределы колонии, в безвоздушное пространство.
Земные права и свободы будет необходимо адаптировать к условиям поселений на других планетах, чтобы достичь баланса между рабством и неограниченной свободой. Анархия не пройдёт – марсианская колония, позволяющая своим членам слоняться без дела дни напролёт, вряд ли просуществует долго.
Необходимо создать общество, которое гарантировало бы поселенцам максимально возможный объём гражданских свобод, одновременно требуя от них максимальной отдачи с целью общего выживания во внеземных условиях.
Но эти условия по недопущению диктатуры во внеземных колониях актуальны и для изолированных общин на Земле – например, в джунглях или тайге, пустыне или на морском дне. Это многоуровневый контроль за действиями управленцев и недопущение у них привилегий (глава такой общины должен быть лишён сакральности и представлять из себя обычного менеджера).
Источник: ttolk.ru