Верховный суд (ВС) РФ в конце прошлой недели отказался признать незаконным приказ Министерства образования и науки №32, который обязал школы требовать у родителей учеников документы о регистрации. В комитет «Гражданское содействие», который и обжаловал приказ в ВС, с начала года поступило около 60 обращений от людей, чьих детей не только отказались брать в школы, но и отчисляли из-за отсутствия заветной «бумажки». Представители Минобрнауки на заседании уверяли, что проблема не в документе, а в повальной ошибочной трактовке его положений: согласно приказу, отсутствие регистрации не должно препятствовать обучению. О том, почему приказ все же должен быть отменен, рассказала «НИ» председатель комитета «Гражданское содействие» Светлана ГАННУШКИНА.
– Минобрнауки утверждает, что отказ ребенку в праве на образование только из-за отсутствия регистрации незаконен. Почему же тогда директора школ регулярно не принимают детей, ссылаясь на приказ №32?
– Это лукавая позиция и Министерства образования, и прокурора, которые утверждают, что приказ никак не ограничивает доступ детей беженцев к образованию. И, мол, вся проблема в том, что ни директора школ, ни местные органы образования, ни правозащитники не могут его верно прочитать и трактовать. Так уже по этой причине приказ должен быть отменен, поскольку он не удовлетворяет основному принципу правовой определенности. Нормативные акты должны быть сформулированы как математическая теорема, чтобы они не читались двояко. Это же очевидно. А когда речь идет о приказе, который издает Министерство образования, то даже странно с этим спорить. Кто, как не они, должны уметь выражать свои мысли четко и ясно.
– Однако судью почему-то это не смутило. В приказе действительно напрямую не говорится, что дети мигрантов не должны учиться в российских школах без регистрации…
– Напрямую, может, и не сказано, зато есть факты. С января 2014 года, как только начал действовать приказ №32, детей перестали брать в школы, основываясь на том, что у них нет регистрации. В комитет поступило около 60 обращений. Если представители министерства слезно уверяют, что этим приказом они никак не хотели ограничить доступ к образованию детям-мигрантам, то почему бы им не дать пояснения к документу? Чтобы не доводить это до суда, который, впрочем, оказался на стороне Минобрнауки.
– А чего в таком случае боятся директора школ, не принимая детей беженцев?
– В Тверской области, например, директор школы, которая отчислила двух мальчишек из восьмого и десятого классов, все боялась штрафа за детей-нелегалов. Она в суде ссылалась на статьи КоАПа. Но эти положения относятся к работодателю, при чем тут ученики? И, кстати, в ТК (Трудовой кодекс РФ. – «НИ») сказано, что по регистрации не может быть дискриминации. А потому проверяется не регистрация, а легальное пребывание. Тогда, естественно, суд был на нашей стороне. Он признал, что отчислили ребят незаконно, хотя у них и закончилась регистрация.
– Комитет собирается обжаловать решение Верховного суда?
– Пока не ясно, что там будет прописано (мотивировочная часть решения будет оглашена в начале этой недели. – «НИ»). Если в нем будет сказано, что все дети должны ходить в школу, то мы получим то самое разъяснение, которое просили у Минобрнауки. И с этим документом будем ходить в школы и устраивать детей. Хотя я не понимаю, как другое может сказать Верховный суд при наличии Конвенции по правам ребенка, закона «Об образовании», а самое главное – 43-й статьи Конституции, где четко прописано, что право на обучение касается не только граждан России, а всех детей. А вообще ситуация нелепая – почему такие разъяснения должен делать Верховный суд, а не Минобрнауки?
– В 2012 году уже выходил подобный приказ, тогда быстро решили проблему, выпустив соответствующие разъяснения за несколько дней. И детей после этого спокойно принимали в любую школу. На ваш взгляд, для чего снова был принят непонятный для всех документ?
– В министерстве прекрасно знают, что в стране детей-мигрантов не берут в школы, ссылаясь на их замечательный приказ №32. Комитету говорят: «Если хотите, идите оспаривайте в суд хоть каждый случай. Следить мы за этим не будем. Рособрнадзор пусть занимается. Приказ составлен верно и не ограничивает доступ к образованию детей беженцев». При этом все время твердят, что у человека должна быть регистрация. Представляют ссылки на закон о правовом положении иностранных граждан, на правила регистрации. Говорят, что люди должны депортироваться в течение трех дней. Тогда становится понятно, для чего существует этот приказ на самом деле. Это позорно – открывать борьбу с детьми.
– А россиян как-то затронул этот приказ?
– После того как мы подали жалобу в Верховный суд, у нас появились обращения от российских граждан. У них тоже нет регистрации, а значит, их детей не принимают в школы точно так же, как и беженцев. Да, у людей нет своего жилья, они снимают временное. А владельцы таких квартир часто не хотят регистрировать. Есть люди с пустыми паспортами. Но что ж теперь, дети должны слоняться по улице вместо того, чтобы учиться? А у некоторых мигрантов вообще нет документов, и это логично, люди бежали от войны. А пока они восстанавливаются, оформляются, зачем лишать детей детства?
– Этим летом стало известно, что волонтерский Центр адаптации и обучения детей беженцев – единственное место, где многие ребята могут освоить российскую школьную программу, – рискует лишиться своего помещения. Договор об аренде помещения на Долгоруковской улице был расторгнут. Центр будет работать?
– Пока решение вопроса в полной стагнации. Мы не выехали из помещения. На нас должны в суд подать, мы же не выполнили распоряжения властей. Сначала думали сами обратиться в суд, а потом решили – нас статус-кво устраивает. Хотя я очень надеюсь, что нам оставят этот подвальчик. Мы делаем как раз то, чем должно заниматься государство, – доводим детей до того уровня, чтобы они могли пойти в школу и спокойно учиться. И это несложное дело.
Анастасия Иванова
Источник: newizv.ru