Дорогие школьные годы

By admin Sep 1, 2015

Российские родители на подготовку к школе в этом году потратили в полтора раза больше, чем в прошлом, однако этим их расходы на образование детей не ограничатся. По мере того как товары дорожают, уменьшается бюджетное финансирование – ​ и школам придется либо нищенствовать, либо зарабатывать самостоятельно.

В начале этого учебного года, как обычно, посчитали, во сколько обойдется школьный “портфель” и форма, которую большинству родителей придется обновить. Нет ничего удивительного в том, что, по свежим данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, в этом году, собирая ребенка в школу, российские родители потратили на 47 процентов больше, чем в прошлом – примерно по 20 тысяч рублей. Опрос показал, что главная доля расходов пришлась на покупку формы, спортивной одежды и сменной обуви (примерно 4700 рублей), на учебные пособия и тетради – в среднем по 3077 рублей.

Сумма, разумеется, зависит от места покупки и производителя. Тем не менее траты в начале года не окончательные: гелевой ручки за 60 рублей шестикласснику хватает на полторы недели, разметка на гнущейся линейке за 100 рублей начинает пропадать во втором полугодии, любимые предметниками тетради со сменным блоком стоят не меньше 200 рублей. И именно канцелярские товары, как отметил ВЦИОМ, подорожали больше всего – в два раза.

Опрос среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга, имеющих детей школьного возраста, провел также рекрутинговый портал Superjob. 43 процента жителей столицы и 31 процент петербуржцев потратили на подготовку ребенка к учебе свыше 10 тысяч рублей. В прошлом году эту сумму превысили 34 процента жителей столицы и 25 процентов петербуржцев. “Все очень дорого…”, “Это при том, что большая часть вещей была куплена на весенних распродажах”, – цитирует опрошенных исследовательский центр портала. В сумму менее 2 тысяч рублей уложились лишь 3 процента москвичей и 4 процента родителей из Санкт-Петербурга. “Помог секонд-хэнд”, “Многое осталось с прошлых лет”, – поясняют те, кому удалось сэкономить.

Однако даже если эта статья расходов, учитывая общий тренд к подорожанию, будет увеличиваться, она покажется ничтожной по сравнению с теми тратами, которые родителей еще ждут. Помимо ставшего почти повсеместно платным дополнительного образования, из родительского кошелька придется оплачивать группу продленного дня, если после уроков ребенок останется в школе.

И еще надо быть готовым к тому, что родителей снова попросят помогать школе – на этот раз официально. В Казани, например, провели республиканскую акцию “Помоги своей школе”, к началу учебного года собрали 7,8 миллиона рублей и отрапортовали о ремонте – капитальном в 19 школах, текущем в 290 учреждениях образования, и стопроцентной готовности всех остальных.

Дело в том, что школы финансируются из регионального и муниципального бюджетов. Из первого выплачиваются зарплата и учебные расходы, из второго – содержание зданий. Очевидно, что в условиях кризиса оба эти бюджета, и в тучные времена не всегда открытые к нуждам образования, станут еще недоступнее.

В Тверской области, например, еще весной решили сократить учебные расходы на 70 процентов. Что касается финансово-хозяйственной деятельности, как пишет директор школы №4 г. Нелидово Сергей Погодин, “строка на коммунальные услуги сократилась на 34 процента, а средства на содержание двух трехэтажных зданий и 820 детей, текущий и косметический ремонты и подготовку школы к новому учебному году составили аж 40 тысяч рублей”.

В ситуации вынужденной экономии в учебных заведениях увеличивается нагрузка и на преподавателей. Если раньше, в погоне за пресловутой “средней по региону” речь шла о работе на полторы ставки, то теперь наметилась тенденция 36-часовой недели, когда педагога вынуждают находиться в школе все это время, даже если у него нет занятий и зарплату он получает за 18 часов.

“С другой стороны, – объясняет педагог, член профсоюза “Учитель”Ирина Кантрович, – ситуация с 36 уроками, которые приходится вести некоторым учителям, то есть работать на две ставки, чтобы получить среднюю по региону зарплату, показывает, что ненормированная часть рабочего времени педагога на практике может равняться нулю. И это самым негативным образом сказывается на качестве обучения”.

Чтобы сэкономить средства, администрации школ также уменьшают стимулирующую часть зарплаты учителей, а кое-где перестали доплачивать за классное руководство.

Кроме того, как отмечает научный руководитель проблем образовательной политики “Эврика” Александр Адамский, все расходы, кроме зарплаты, урезаются по максимуму: “Свернуты региональные программы развития образования. Отменяются служебные командировки. Даже на строительство детских садов для сокращения очереди денег уже не хватает (…) Необъяснимость перемен к худшему, помноженная на невиданный, почти тюремный административный контроль и надзор, бесконечные проверки и с ужасом ожидаемый финансовый кризис создали в школьной среде удушливый моральный климат”.

Очевидно, что подобная практика неизбежно скажется на качестве обучения, не говоря уже о невозможности в таких условиях внедрения новых федеральных стандартов. Именно в этом году выучившиеся по новой программе школьники переходят на среднюю ступень – в пятый класс, где, кстати, второй иностранный язык становится обязательным. Но если к введению новых стандартов в младшей школе готовились много и серьезно, то учителям-предметникам инновационных подходов и целей толком никто не объяснял: то ли педагогов слишком много и дело затратное, то ли они должны с этим справиться самостоятельно. Тем не менее федеральные стандарты представляют собой набор обязательных требований, необходимых для осуществления программ общего образования, и их выполнение обязано обеспечивать государство.

Однако государственная политика в сфере образования сегодня направлена на другое – разработку концепций. В конце августа состоялось очередное заседание Рабочей группы по разработке концепции преподавания русского языка и литературы под председательством Сергея Нарышкина, результатом которого стало заявление замминистра образования Натальи Третьяк о выпуске новых, надо полагать, “единых” учебников по этим предметам через два года.

Подобные издания, появившиеся в связи с идеей единого учебника истории и созданные строго в соответствии с историко-культурным стандартом, разработанным Российским историческим обществом во главе с председателем Государственной думы Сергеем Нарышкиным, должны были появиться в российских школах 1 сентября. Познакомиться с их содержанием заранее оказалось практически невозможно, однако в социальных сетях педагоги-историки писали о том, что эти учебники станут обязательными и школы уже получили соответствующий приказ. При этом совершенно непонятно, недоумевали учителя, поскольку учебники выдаются ученикам бесплатно, где школа найдет средства, чтобы их закупить. Здесь надо заметить, что в некоторых российских регионах до сих пор преподают по давно устаревшим учебникам, поскольку денег на приобретение новых за последние двадцать лет так не нашли.

Впрочем, ввести в обучение одну из линеек – издательств “Просвещение”, “Дрофа” или “Русское слово”, – отменив все прежние, нельзя по той простой причине, что хронологически они не продолжают пройденный материал. “Может так случиться, – поясняет учитель истории и социально-гуманитарных дисциплин школы “Логос – М” Татьяна Репях, – что ученикам при переходе в следующий класс придется еще раз изучать уже пройденный материал. И, хотя линейный принцип коренным образом меняет сложившийся порядок преподавания истории в школе, такой метод не новость, поскольку известен с советских времен”.

Но это не самая большая проблема, считают учителя-историки: те школьники, кто начнет учиться по новым учебникам, закончат изучать полный курс истории к концу одиннадцатого класса, а не к концу девятого, как было до сих пор. То есть ребята, которые покинут школу после девятого класса, не будут знать историю XX и XXI веков. Наверное, кто-то восполнит этот пробел в учреждениях среднего профессионального образования, но  для многих история закончится в XIX веке.

В условиях неизбежного сокращения бюджетных мест в вузах и переориентации на технические и рабочие профессии такой поворот означает одно: не меньше четверти школьников окажутся лишены понимания связи истории с действительностью. Это обстоятельство больше всего беспокоит учителей-историков, хотя школы пока сохраняют (что предусматривает закон “Об образовании”)  возможность выбирать.

Впрочем, свобода выбора постепенно ограничивается: в этом году планируется создание еще трех образовательных концепций – технологии, географии и иностранных языков. Будет ли этим заниматься лично председатель Госдумы, пока неизвестно, но ясно одно: материальное и финансовое обеспечение бесплатного образования ляжет на плечи родителей и учителей, а идеологическая ноша – в портфели учеников.

 

Тамара Ляленкова

Источник: svoboda.org

By admin

Related Post

Leave a Reply