О том, какие изменения грядут для школьников и учителей в новом учебном году, рассказала первый замминистра образования и науки Наталья Третьяк
ГОСЭКЗАМЕН – КРУГЛЫЙ ГОД
– Начнем с ЕГЭ. Опять будет что-то новенькое?
– Да, мы планируем сделать скользящий график сдачи ЕГЭ. А в перспективе – дать ребятам возможность сдавать Единый госэкзамен круглый год. В этом учебном году, как и в прошлом, постараемся начать экзамены не позднее февраля (напомню: в этом году ЕГЭ досрочно можно было сдать в феврале. – А. М.).
Продолжатся изменения контрольно-измерительных материалов. Мы, по сути, уже отказались от тестовой части. Еще больше появится вопросов с развернутыми ответами. Станет больше и заданий, которые позволяют проверять, насколько выпускник умеет использовать знания сразу нескольких предметов. Будет проверяться умение рассуждать, думать, применять на практике получаемые знания.
Продолжится введение говорения по устным предметам. В прошлом учебном году впервые оценивалась устная речь на экзаменах по иностранным языкам. Теперь будем совершенствовать технологию проведения такого типа экзаменов.
Появятся и новые предметы в самом ЕГЭ. В тестовом режиме в этом году ребята смогут сдавать китайский. Выбор этого языка в качестве второго иностранного растет, он сравнялся по популярности с испанским. Помощь в проведении экзамена обещают оказать китайские коллеги, будут они помогать и в проведении олимпиады по китайскому языку.
– По всей стране в 2016 году можно будет сдавать ЕГЭ по китайскому?
– В первую очередь в тех регионах, где распространено изучение этого языка, – Дальний Восток, Москва, Санкт-Петербург.
МЛАДШЕКЛАССНИКОВ ПРОВЕРЯТ ПО ТРЕМ ПРЕДМЕТАМ
– А что ждет девятиклассников?
– И по ГИА грядут изменения. Увеличится количество предметов по выбору. Сейчас есть только два обязательных экзамена – русский язык и математика. Ученик должен будет выбирать еще два экзамена. Так ребенок пройдет некую репетицию перед ЕГЭ. И точнее определится с будущим профилем деятельности.
А вообще планируется постепенное увеличение количества этих предметов от 4 до 6. Хотя тут мнения экспертов расходятся. Кто-то считает, что это большая нагрузка для учащихся, другие уверены, что таких предметов должно быть еще больше. Не секрет, что мотивация к учебе резко падает в пятом-шестом классах. Все стимулы, которые позволяют эту мотивацию подстегнуть, нужно использовать. ГИА – как раз такой стимул.
– Сочинение?
– Остается в том же формате, в котором оно было в предыдущем году. Совет по сочинениям уже определил темы. На их основе будут сформулированы конкретные темы для регионов.
Мы серьезно говорим о введении всероссийских проверочных работ. Сейчас в школах есть понятие «промежуточная аттестация». Дети каждую четверть пишут контрольные, самостоятельные работы, диктанты. Каждая школа сама определяет содержание такой работы и сама их проверяет. В этом году в апробационном режиме (пока это будет добровольный выбор школ) одна из таких работ будет проведена по единым для всех школ страны контрольно-измерительным материалам и проверена по единой методике.
Всероссийская проверочная работа пройдет в начальной школе по математике, русскому языку и окружающему миру. Место и форму проведения образовательное учреждение выберет само. Проверять работу будут сами учителя. Что это дает школе? Возможность понять, насколько дети достигают требований федерального государственного образовательного стандарта. А родители будут знать, получает ли ребенок необходимый набор знаний.
И, конечно, такие проверочные работы обеспечивают единство образовательного пространства страны.
ГТО – ДЛЯ ВСЕХ!
– Много нареканий было по приемной кампании. Одни вузы накидывали за медаль или за спортивные успехи от двух до десяти баллов, другие вообще не учитывали. Кто в лес – кто по дрова…
– Мы долго обсуждали с экспертами, должны ли быть унифицированы условия по учету портфолио для всех вузов. Победила точка зрения, что вуз должен сам определять, сколько баллов накидывать абитуриентам. Но в рамках установленного диапазона. Планка была не больше 10 баллов, это серьезная прибавка.
ЕГЭ проверяет уровень знаний, а портфолио выделяет сильные стороны ученика. Возможность дифференцированного подхода и к количеству баллов, и к тому, что вуз будет учитывать, правильна. Это позволит вузу отбирать «своего» студента. ЕГЭ критиковали за то, что преподаватели «не могли посмотреть в глаза ребенку, определить его настрой, готовность на обучение профессии». Портфолио позволяет это сделать.
Так как вуз устанавливает одинаковые требования для всех своих абитуриентов, то все поступающие в него находятся между собой в равных условиях. При этом можно выбрать другой вуз, где по-другому могут оценивать личные достижения.
А вот замечания по учету достижений ГТО справедливы. Делать это было можно, но необязательно, так как ГТО сдавали только в 12 регионах страны. Думаю, что вскоре ситуация исправится и у всех учеников во всех регионах будет возможность сдать ГТО и использовать это как бонус при поступлении в вузы.
– Значит ли это, что в следующем году приемные комиссии могут изменить правила и за разные достижения добавлять совсем другие баллы – не такие, как в этом году?
– В этом году вузы впервые давали дополнительные баллы, и эта система обязательно будет улучшаться. Наша задача – сделать максимально прозрачной систему, которая позволяет проверять достижения учащихся. Так, с сочинениями была выбрана очень хорошая модель. Есть единый банк данных, из которых любой вуз может взять любое сочинение. Каждый, кто не согласен с оценкой своего сочинения, может это оспорить. Также сегодня формируется банк данных по талантливым, одаренным детям, где бы хранились все те сертификаты, которые они будут предъявлять при поступлении. То же самое будет и по ГТО. Можно будет посмотреть, кто и как сдал нормы, за что получил удостоверение.
ЧТО ЕЩЕ?
Уроки выложат в интернете
– Еще одно новшество – хотим создать «Электронную школу». На основе примерной программы, которая разработана лучшими учителями России, планируется создать единый и полный школьный курс от 1-го до 11-го класса в виде интерактивных уроков. Уже сейчас есть большое число цифровых образовательных ресурсов, которые созданы в разных школах, институтах. Но эти продукты не объединены в единое решение.
– Системы нет…
– Основа «Электронной школы» – это примерная программа, единая для всей страны. На ее основе мы хотим сделать интерактивные видеокурсы и уроки, которые будут совершенно бесплатны. В любое время в любом уголке страны ребенок сможет скачать урок и пройти его.
Подчеркну, что у нас нет идеи создать заменитель школы. Это скорее дополнение. В России 43 тысячи школ, из них 25 – сельские и 12 тысяч – малокомплектные. Зачастую в них нет отдельных учителей-предметников, нет возможности оборудовать полноценно лабораторию по физике, химии или биологии. Для них «Электронная школа» – возможность получить качественный урок от качественного учителя. Как минимум две трети такого урока должно быть интерактивным, и только часть – простой лекцией. Это поможет и детям с ограниченными возможностями здоровья, и тем, кто работает по индивидуальному графику – спортсменам, танцорам, певцам, сообщает “Комсомольская правда” в Вологде.
Им смогут воспользоваться ребята, по какой-то причине не готовые ходить в школу со сверстниками. Это и ресурс для наших соотечественников, проживающих за рубежом, или для тех, кто ориентирован на продолжение или получение проф-образования в России.
– И как быстро такая «школа» откроется?
– Такой проект не создать за короткий срок. Будут отобраны лучшие учителя, созданы интерактивные уроки, портал. Думаю, понадобится около двух лет. По отдельным урокам похожую систему создавал директор московского Центра образования «Царицыно» Ефим Лазаревич Рачевский. Он согласился курировать проект во всероссийском масштабе.
«Электронная школа» позволит по-настоящему объединить образовательное пространство нашей огромной страны. Думаю, такой проект даст возможность детям даже из самых отдаленных регионов получить максимум от нашей системы образования и уравняет шансы при поступлении в вузы для всех.
Источник: vologda.kp.ru