Строго говоря, в авиации имеется собственный термин «реверс». Отличный от газовых завихрений по кольцевым трубопроводам. Он обозначает направление тяги двигателя в сторону движения самолета. Используется обычно при торможении на взлетно-посадочной полосе либо при выполнении аккуратных наземных маневров. В новейших космических двигателях функционал реверсивного включения только разрабатывается. Руководству вооруженных сил Болгарии удалось добиться «реверса» в деле технического обслуживания собственного авиационного парка. Столь же «выгодного», как реверсные поставки газа в одну из ассоциированных с ЕС стран.
Министр болгарской обороны (от здравого смысла) Н. Ненчев публично отказался от российских услуг по военно-воздушному обслуживанию. Так получилось, что ВВС Болгарии оснащены самолетами советского производства. На 100 %. Страна уже давно, с 2004 года, является надежным участком южного фланга НАТО. Даже строит пограничную стену от еще более южного члена альянса (от Турции) и ловко отказывается от газового транзита по своей территории. Назло той же Турции. Но защита болгарского неба по-прежнему обеспечивается наследием коммунистической эпохи:
– 12 истребителями Миг-21 постройки 60-ых годов XX века.
– 14 штурмовиками Су-25К тридцатилетней давности.
– 19 истребителями Миг-29, выпущенными в конце 80-ых. Болгария получила 22 новейших по тем временам истребителя Миг-29 непосредственно перед закрытием проекта «Варшавский договор».
На протяжении четверти века после выхода из советского блока означенные самолеты продолжали эксплуатироваться болгарскими ВВС. При подготовке к вступлению в НАТО, во время этого вступления и после полноправного участия в североатлантическом альянсе. Новеньких «Рапторов» или стареньких F-16 София так и не дождалась. Привычка получать авиатехнику бесплатно осталась в проклинаемом тоталитарном прошлом. Новый сюзерен подарками не балует, даже за участие в иракской и афганской кампаниях.
Разумеется, периодически проводились ремонтные работы и техническое обслуживание болгарских МиГ-ов с привлечением специалистов РСК «МиГ». Кто лучше выполнит сложные работы по обеспечению надлежащего качества авиационных ветеранов, если не фирма-производитель? Последний капитальный ремонт и модернизация болгарских МиГ-29 выполнены российскими специалистами в 2006-2009 гг. Модернизированное обновление за три года получили 16 машин – то есть практически все имеющиеся на балансе ВВС Болгарии.
Теперь София решила отказаться от сотрудничества с РФ. Ремонтировать, и обслуживать болгарские истребители будут в Польше.
Подписан договор о намерениях между министрами обороны двух стран, вместе с заключением соглашения о партнерстве в военной сфере. Польская государственная компания WZL-2 до конца 2016 года обязалась модернизировать сразу шесть болгарских боевых самолетов. Как заявили высокие договаривающиеся стороны:
«Благодаря сильной воле к сотрудничеству, нами принято важное решение… которое имеет большое геополитическое значение».
Тем более что контракт между РСК «МиГ» и болгарским министерством обороны в сентябре 2015 истекает, продлевать его незачем. Российских ремонтников заменят польские коллеги. Солидарность в рамках НАТО понад усе.
Каждое государство обладает суверенным правом распоряжаться собственным военным имуществом. Приобретать его, использовать и модернизировать, заменять новыми образцами, отправлять на длительное хранение, списывать в утиль и при определенных обстоятельствах перепродавать.
Но заказывать ремонт сложной и при этом весьма подержанной авиационной техники у страны без собственной ремонтной базы для Мигов – удивительное решение. Волевое, геополитическое и парадоксальное. Примерно как удушение Южного потока с последующим поиском энергетических и финансовых компенсаций собственной жертвенности.
Польское государственное предприятие WZL – Wojskowe Zaklady Lotnicze – действительно имеет опыт по обслуживанию и оснащению самолетов МиГ-29. Буквально этой весной на WZL завершена модернизация половины всего авиапарка польских истребителей данной марки. Вот перечень произведенных работ на каждом истребителе:
– Установлен цветной дисплей размером 10х12 см.
– Заменены три интерфейса и одна шина данных.
– Смонтированы компьютер планирования задач MDP и компьютер сбора информации во время полета.
– Обновлена радиосвязь с землей (установлена дополнительная радиостанция с автоматической кодировкой и новая панель для старой радиостанции).
– Заменена навигационная система на EGI с модулем GPS, лазерным дальномером, цифровым видеорегистратором, и камерами кругового обзора.
Стоимость работ составила 40 млн. $, по 250 тысяч долларов на каждую машину. Это внутренняя польская стоимость четырехлетней давности, для Болгарии цена будет существенно выше. Завод WZL 2 освободился для новых заказов, польские власти обеспечили новый контракт.
Самое интересное, что благодаря замене компьютеров, интерфейсов и радиосвязи польские Миги увеличили ресурс службы сразу до… 2028 года. Это существенно превышает самые оптимистичные прогнозы по использованию российских МиГ-29. Наша страна планирует их поэтапную замену на МиГ-35. Все гениальное просто, если падать предстоит партнерам по альянсу.
Электроника безусловно весьма важна в авиационном деле. Но кроме электронных, в компоненты боевого самолета входят также двигатели, шасси и корпус. Алюминий, титан и композитные материалы. Топливная система и собственный энергоузел. Радиолокация, системы автоматического и оружейного управления, прицеливания и противодействия помехам. Ракеты, снаряды и прочее вооружение, наконец.
Все названные и многие другие компоненты для ремонта истребителей Миг-29 можно приобреститолько в России. Болгария будет покупать их реверсом, через Польшу. У богатых – свои причуды. Остается сожалеть о столь длительном затягивании сотрудничества с РФ. Ведь список болгарских выгод от реверсного ремонта старых и единственных истребителей давно описан в стихах советского поэта:
«Два будённовских полка,
Двадцать два броневика
Тридцать семь автомоторов
Триста семьдесят саперов
Да стрелков четыре роты
Да дивизия пехоты
Да танкистов целый полк
Вот какой бы вышел толк!»
P. S. Глава НАСА недоволен сотрудничеством с Роскосмосом и возмущается полетами американских астронавтов к МКС на «Союзах-попутках». Но расторгать контракты на приобретение российских ракетных двигателей РД-181 и отказываться от пилотируемых полетов не спешат даже в США. Предпочитая чужую попутку вышедшему в тираж многоразовому челноку.
Видимо, для НАСА настала пора договариваться о полетах к МКС с Польшей. Ударить реверсом по комическому бездорожью и финансовому разгильдяйству. Проявить сильную волю к сотрудничеству и геополитически решить вопрос с помощью верных союзников. С выходом на околоземную орбиту посредством реверсивно-бредовой тяги.
Даша Гасанова
Источник: grtribune.ru