Кадыров как ближневосточный проводник

Кадыров как ближневосточный проводник

Рамзан Кадыров заявил себя одним из ключевых агентов в сближении России с арабскими странами?

Резкое падение мировых цен на нефть и усиление риска эскалации конфликтов на Ближнем Востоке открывает новые возможности для сближения России и арабских стран. В качестве одного из ключевых агентов в этом процессе заявляет о себе глава Чечни Рамзан Кадыров.

Больше не офшоры

Более чем двукратное падение цен на нефть в течение последнего года стало серьезным вызовом для стран Персидского залива. Сегодня им приходится предпринимать немалые усилия, чтобы сбалансировать свои финансы в ситуации значительного снижения доходов от черного золота. Например, дефицит бюджета ОАЭ, по оценке экспертов МВФ, уже к концу года может составить 2,3%.

Наглядным примером этого стали планы правительства ОАЭ по введению в стране федерального налога с продаж: соответствующий проект должен появиться уже в ближайшие недели. По информации агентства Al Ittihad, повышенной ставкой налога будут облагаться товары люксового сегмента, алкоголь и табак, хотя продажа товаров повседневного пользования пока будет освобождена от налога. Ставка будущего налога, согласно рекомендации МВФ, может составить порядка 5%.

В период высоких нефтяных цен ОАЭ и ряд других арабских стран активно привлекали инвесторов и туристов именно благодаря предельно либеральному налоговому законодательству. Однако теперь времена меняются. Налог с продаж может быть введен и в других странах Персидского залива – такая инициатива уже обсуждалась Советом по сотрудничеству стран Персидского залива (GCC), куда, помимо ОАЭ, входят Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар и Саудовская Аравия.

Одной из ключевых причин нынешнего падения цен на нефть является снятие международных санкций с Ирана. Это добавляет в давние религиозно-политические конфликты между Исламской Республикой и странами Персидского залива серьезную экономическую составляющую. В этой ситуации ближневосточный регион как никогда нуждается во внешнем арбитре, и таким авторитетным игроком может выступить Россия.

Среди главных проводников этой идеи на международном уровне сегодня выступает глава Чечни Рамзан Кадыров, имеющий давние связи с нефтегазовыми монархиями Персидского залива. «Единственный, кто может стать нейтральным авторитетом со статусом, силой и возможностями, – это Россия в лице президента страны Путина», – заявил чеченский лидер в одном из недавних интервью.

Саудовский ренессанс

За последние месяцы ближневосточный вектор в деятельности Кадырова – и так весьма заметный – стал еще более активным. Знаковым событием СМИ и эксперты назвали внеплановое открытие в конце июля дверей Каабы в ходе совершения малого хаджа для матери чеченского лидера Аймани Кадыровой по личному указанию короля Саудовской Аравии Салмана ибн Абдул-Азиз аль Сауда.

Этот символический жест свидетельствовал о том, что Рамзан Кадыров (а в его лице и все Россия) воспринимается саудовским режимом как стратегический партнер. Более того, по итогам июльского визита глава Чечни сообщил, что уже в этом году король Саудовской Аравии приедет в Москву – хотя еще в начале июня пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков говорил, что такой визит не планируется.

Но уже в начале августа заместитель министра иностранных дел РФ Михаил Богданов подтвердил, что визит короля Салмана действительно состоится в конце года, а для его подготовки Москву впервые посетит министр иностранных дел Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр, который встретится со своим российским коллегой Сергеем Лавровым.

По всем меркам это будет беспрецедентная встреча. Ранее самым высоким гостем из Саудовской Аравии в России был наследный принц Абдалла бен Абд-аль-Азиз Ааль-Сауд, посетивший Москву в сентябре 2003 года, а уже в бытность его королем, в 2007 году, ответный визит совершил Владимир Путин.

Но в последние годы правления Абдаллы, скончавшегося в прошлом году, между Россией и Саудовской Аравией возникли принципиальные разногласия вокруг конфликта в Сирии. Саудовское руководство признало оппозицию сирийскому президенту Башару Асаду легитимной силой, и это сразу же привело к охлаждению в отношениях с Россией.

Однако нынешние мотивации саудовского руководства легко понять: после снятия санкций с Ирана позиции этой страны на Ближнем Востоке резко усиливаются, а это значит, что «пояс нестабильности» вокруг Саудовской Аравии будет затягиваться еще сильнее. Речь, в частности, идет о Йемене, Бахрейне и Сирии, где Иран активно поддерживает антисаудовские силы (прежде всего шиитов).

Поэтому в Саудовской Аравии, которая еще недавно считалась стратегическим союзником США, очень обеспокоены перспективами иранско-американского альянса и активно ищут альтернативы такому весьма неожиданному геополитическому раскладу.

Подтверждение серьезности саудовского движения в сторону России было получено в начале июля, то есть за несколько дней до визита в Мекку Рамзана Кадырова. Тогда из отечественных СМИ со ссылкой на гендиректора Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилла Дмитриева стало известно, что Суверенный фонд Саудовской Аравии (PIF) планирует инвестировать в Россию 10 млрд долларов в рамках семи проектов. На эту новость почти сразу отреагировали власти США: в конце июля американское министерство финансов объявило о внесении РФПИ в санкционный список.

На серьезные выгоды от укрепления связей с Саудовской Аравией рассчитывают и в Чечне. В ходе недавней встречи в Джидде Рамзана Кадырова с министром обороны Саудовской Аравии Мухаммедом бен Салманом последний выразил желание лично посетить Чечню, назвав уникальным опыт республики в борьбе с терроризмом и в  развитии экономики. Кроме того, в Чечне уже в сентябре ожидаются еще две саудовские делегации – министерства по делам религии и вакуфов и национального инвестиционного фонда.

Эмиратский вектор

Немалые усилия Рамзан Кадыров прикладывает и для развития отношений с ОАЭ. Последняя его встреча с руководством этой страны состоялась несколько дней назад в рамках Международного авиационно-космического салона МАКС-2015. По итогам общения с главой Чечни наследный принц Абу-Даби, заместитель Верховного главнокомандующего Вооруженными силами ОАЭ Мухаммед бин Заед Аль Нахайян сообщил, что в ближайшее время республику посетит большая делегация из Эмиратов. Ранее также сообщалось, что ее возглавит министр иностранных дел этого государства.

Кроме того, в настоящее время по поручению наследного принца эксперты из ОАЭ занимаются изучением механизмов поддержки и развития малого бизнеса в Чечне. Скорее всего, речь идет о договоренностях с представителями арабского бизнеса о предоставлении начинающим предпринимателям из Чечни грантов в размере 50 тысяч долларов, о чем было сказано в июльском интервью Рамзана Кадырова РИА «Новости». «Мы знаем, что у Эмиратов менеджмент поставлен правильно, они выстроили такие отношения во всем мире и построили такой бизнес», – заметил тогда глава Чечни.

Руководство ОАЭ также рассматривает Россию как активного посредника в ближневосточном урегулировании. Подтверждением этого стала недавняя встреча в Москве шейха Мухаммеда бин Заеда с президентом Египта Абделем Фаттахом Ас-Сиси, в ходе которой обсуждались стратегические инвестиции Эмиратов в египетскую экономику. В частности, рассматривается возможность вложения 3,8 млрд долларов в проект нового Суэцкого канала, отмечают источники в ОАЭ. Кроме того, стороны затронули темы конфликтов в Сирии и Йемене.

Встреча наследного принца ОАЭ и президента Египта на российском авиасалоне свидетельствует о том, что арабские страны воспринимают Москву как переговорную площадку по ряду принципиальных вопросов. «Важно понимать, что тройственные отношения между Египтом, Россией и ОАЭ начались после того, как Египет возглавил эль Сиси, – отмечает дубайский политолог Теодор Карасик. – Эти отношения сфокусированы на гарантиях безопасности Египта, а в равной степени и Ливии, при этом и Россия, и ОАЭ рассматривают стабильность в Египте как ключевой фактор в стабильности в регионе».

По мнению профессора политических наук университета ОАЭ Абдулхалеха Абдуллы, сегодня всем очевидно, что стабильность Египта является важнейшим приоритетом для крупных игроков в ближневосточном регионе, таких как Саудовская Аравия и ОАЭ. А помощь России Египту в данном случае (речь идет о поставках оружия и политической поддержке) имеет величайшую значимость. Эти слова подтверждает тот факт, что за год Ас-Сиси в должности президента Египта это его уже третий визит в Россию.

 

Максим Павленко

Источник: kavpolit.com

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий