Существуют классические законы в сфере массовой информации, которые охватывают многие актуальные и разноликие сферы жизни общества. Одна из них — реклама, которая направлена на привлечение потребительского внимания к определённому объекту рекламирования в целях продвижения продукта компании на рынок, а другая — политика, которая всегда связана с властью, с борьбой за неё и с её реализацией. Каждый из пришедших во власть принимает важное для себя решение — либо служить на благо своей страны и быть эффективным управленцем, либо жить только для себя. И то, и другое определяется выбранной им позицией на шкале базовых человеческих ценностей.
АЛЬТЕРНАТИВА ВЛАСТИТЕЛЯ
В государственной политике есть опасная развилка — «альтернатива властителя». Верховодители — люди разные. Одни, имея мандат, полномочия, ресурсы, чётко представляют, во имя чего и кого они должны работать, какие управленческие задачи ставить и какие проблемы решать, а другие — руководствуются законами итальянского мыслителя Макиавелли, провозглашая для себя торжество честолюбия над совестью. Они не выполняют свои обещания, так как ими движет только желание воспроизвести себя во власти. Эти государственные мужи рвутся к перевыборам и переназначениям, пытаясь удержаться в кресле до пенсии и до смерти. Власть для них имеет приятный вкус и очень сладкое послевкусие в виде удовлетворения своих чрезмерных аппетитов в красивой жизни и больших доходах, и даже «наркотической» зависимости.
Власть подсаживает человека на эндоморфины — внутренние физиологические наркотики, вырабатываемые организмом, позволяет удовлетворять инстинкт повелевать и доминировать. В «альтернативе верховодителя» властный деятель либо умеет, может, хочет и находит в этом удовлетворение решать проблемы в интересах страны и большинства её граждан, либо решает частную задачу — воспроизвести себя во власти.
Одни люди во власти решают проблемы граждан, регионов и страны в целом. Их поддерживают и любят, порой — боготворят и идут за них голосовать. Однако есть и такие, кто абсолютно недееспособен к этим процессам, так как императив жизненных помыслов сводится к собственному успеху и благополучию и, таких «властьдержащих» народ не любит и не поддерживает, при этом они попадают во власть в большом количестве. Почему так происходит?
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДАЖ
Представить в выгодном свете можно даже самого недееспособного кандидата на выборах, составив липовые рейтинги доверия, которые будут отражать некие факторы «стабильности» в стране. Как говорят американцы, можно продать даже мёртвую крысу, если грамотно применить политические пиаровские технологии. Таким способом решаются искусственные и не очень добросовестные задачи. Сегодня россиянам внушают, что откровенно недееспособные верховодители — это успешные и эффективные управленцы, хотя реальная жизнь говорит совсем об обратном. Государственные и частные СМИ продуцируют ложные идеи и факты, которые рассеиваются в общем событийном потоке политической, экономической и социальной информации и порождают обратную связь. Адресат либо идёт на демонстрацию с протестом, если понимает обман, либо вырабатывает альтернативные идеи и экспертные разработки, проекты, стремясь передать их власти, указывая на её грубейшие ошибки, если он профессионал, либо остаётся в стороне, если он превратился в зомбированного наблюдателя.
Как это работает. Представим, что некий верховодитель заводит страну в тупик, так как не может решить её проблемы, но уверяет окружающих, что всё делает наилучшим образом. Представим, что в обществе выключена обратная связь. Это означает, что страна, как сложная социальная система, приближается к кризису, а то и к коллапсу, так как она не может выжить, если управляется глупо. Поэтому, либо мы себе, народу, экспертным институтам, политикам и конкретным ответственным лицам выдаём информацию в режиме пропаганды, либо как достоверные входные данные для выработки точных оценок ситуации, которые помогут нам активизировать обратные связи.
Пропаганда отличается от обычной информации тем, что ставит целью не столько передачу неких сведений и содержаний о фактах, событиях, процессах и явлениях нашей жизни, сколько навязывает запрограммированную оценку, чтобы подтолкнуть общество к определенному представлению и действию, навязав ложное суждение, например, то, что российские верховодители — самые умные и профессиональные. На этом фоне появляется политическая цензура, при которой запрещается и карается любое критическое высказывание. При ЦК КПСС в годы Советского Союза работал такой мощный отдел агитации и пропаганды — агитпроп. Сегодня этот термин активно возвращается к жизни, правда, в другом обрамлении.
БЕССОВЕСТНАЯ МАШИНА ПРОПАГАНДЫ
Пропагандистские приёмы — очевидны. Прежде всего, это тотальная и синхронная подача необходимой правящей власти информации через её подконтрольные СМИ. Фактически речь идёт не о цезуре, а об управлении, которое приводит к самоцензуре в самом обществе, когда люди боятся говорить открыто о наболевшем, предпочитая либо отмалчиваться по «опасным» темам, либо секретничать. В последнем случае, когда истина рождается не в открытых обсуждениях и дебатах, а в кухонных спорах, постепенно исчезает самомотивация, что убивает не только разум и совесть, но и энергетику, без которой ни одна страна, ни одна власть и ни один руководитель государства существовать долго не может.
Нужна ли пропаганда как институт? Безусловно, нужна. С помощью неё людей мобилизуют на войну и подвиг с верой и надежду на победу и на большие свершения. Исторически так выигрывались великие битвы, создавались государства и строились новые города. Это никогда не получилось бы, если бы в приоритете были только исключительные и многочисленные приукрашивания деятельности власти верховодителей и тихие рекомендации в духе «не раскачивайте лодку». С такой убивающей жизнь и недееспособной пропагандой создать нечто созидательное невозможно, так как она исключает даже возможность оппонирования и публичного высказывания альтернативных идей — конструктивных и критических.
В советское время для печатных СМИ работала такая формула: на первой полосе размещалось всё, что отражало положительные процессы в стране, на второй — что касалось неправильного, всё, что надо было исправлять, для того, чтобы улучшить ситуацию. Такой подход подразумевал хотя бы дискуссию, из которой обычный советский гражданин мог сделать соответствующие выводы. В обществе была полемика. Современные же реалии таковы, что такой возможности уже нет.
Яркий пример — ситуация вокруг Украины, применительно к которой слово «война» приобрело почти крамольное значение в глазах общественности. Когда в Киеве произошёл переворот и появился некий момент справедливой оценки, что же случилось на самом деле, только одна страна в мире во главе с её политическим руководителем объявила, что в Киеве захватили власть жулики и хунта, фашисты и нацисты! И как только это произошло, вся российская пропагандистская машина, подхватив эту трактовку, стала работать на её распространение в массы. Вопрос номер один. Может ли так быть, чтобы один человек и одна страна, которую я люблю и в которой я живу, была права, а все остальные страны, их лидеры, эксперты — нет? Безусловно, это — маловероятно. Второй вопрос. Куда сейчас из Киева исчезла хунта, а также фашисты, нацисты, остальные политические бандиты и нелегитимные узурпаторы, а появились «партнеры» (если следить за российской официальной пропагандой)? Так как ответ на этот вопрос для правящей власти не очень удобен, пропагандистская машина заработала в другом направлении и стала агрессивно вбрасывать в общество нефтегазовую тему, сконцентрированную вокруг платежей и неплатежей недобросовестной Украины. При этом там остаются люди, которые потеряли своих близких и которым есть, что сказать, несмотря на все усилия пропагандистского аппарата убедить россиян в обратном.
Разве такие пропагандистские механизмы дееспособны? Кроме апологетики властителей и их воспроизводства во власти такая пропаганда не только не решает задач развития страны — она их подавляет. Процессы гниения, деградации, распада, идущие в нашей стране, такой пропагандой только усугубляются. Страна в лице своей власти с помощью такой пропаганды принимает все более непривлекательный, бессовестный и беспомощный облик. Возникает ловушка деградации. Россия в эту ловушку погрязает все сильнее. И как видно, у журналистского и медийного интеллектуального цеха сил самим вырваться из нее не хватает. Слишком сильный механизм властного давления. В целом — это путь к краху.
Степан Сулакшин
Источник: rusrand.ru