В белорусских президентских выборах нет большой интриги – и внешние, и внутренние наблюдатели сходятся во мнении, что результат назначенного на 11 октября голосования предрешен: Александр Лукашенко будет править страной следующие пять лет после уже прошедшего 21-летнего президентского срока.
Вопрос в том, признает ли нынешние выборы соответствующими международным стандартам мировое сообщество. До сих пор (более двух десятилетий) оно не признало легитимными любые выборы, проведенные при президентстве Лукшенко.
Но ситуация на Украине и позиция официального Минска по украинскому вопросу как будто изменили шкалу оценок – и наблюдателей внешних, и белорусского электората.
“Народные” бонусы Лукашенко
Фраза “Лишь бы не было войны!”, активно повторяемая электоратом и президентом Белоруссии, давлеет над нынешней избирательной кампанией.
“Лишь бы не было войны” – это пример близкой Украины и воззвание к генетической памяти белорусов, на протяжении двадцатого столетия переживших как минимум четыре-пять военных разделов территории.
В последние дни президент Лукашенко посещает предприятия в городе Барановичи – когда-то этот город даже считался областным, но теперь формально – крупный индустриальный региональный центр, с населением, больше занятым в производстве, чем на собственных провинциальных подворьях, либо в сельском хозяйстве.
Посыл действующего президента к горожанам и стране – потерпите, с рефреном “Лишь бы не было войны!”. В общении с трудовыми коллективами Александр Лукашенко обещает не допустить сокращения рабочих мест, намекает, что рост цен не удержать и призывает не бегать по обменникам в дни, когда доллар демонстрирует пренебрежение к национальной валюте.
Через год, если верить словам фаворита бесперспективной президентской гонки, все под его руководством нормализуется.
“Давайте наше, белорусское, поносим! – агитировал глава государства в пятницу, посещая трудовые коллективы в Барановичском регионе. – Пускай лучше оно будет немножко не тех мод, без дырок на коленях. Как сейчас штаны носят? Надо протереть дырку. В том, в чем раньше мы стеснялись на улицу выходить, сейчас ходят. Давайте уже не будем протирать эти дырки, будем ходить в белорусском, нормальном белье, одежде, полотенца будем использовать белорусские и пищу белорусскую”.
Народ не против, но…
Девиз “Покупайте белорусское!” (“Купляйце беларускае”, как написано на рекламных плакатах) уже несколько лет соблазняет белорусского потребителя.
И потребитель не против купить – вот только цена “кусается”. Скидки на 20%, изредка предлагаемые крупными белорусскими универмагами, провоцируют покупательский ажиотаж: скорее не потому, что отечественное, потому – что из натурального, качественного.
Между тем, по данным Белстата, склады загружены белорусским ширпотребом на год-полтора вперед.
Чтобы мыши не съели, как шутит обыватель, стоит сделать такие скидки, чтобы все желающие не завидовали грызунам.
Действующий президент Лукашенко к предстоящим выборам как будто повысил покупательскую способность: пенсии и социальные пособия увеличены на 5%.
Дотошные интернет-пользователи при этом говорят, что вычитали, будто президентское распоряжение действует только до 31 октября, до конца избирательного месяца – о том сообщалось, мол, в официальных текстах.
Но на официальном сайте президента Белоруссии данный указ не опубликован. И гадай, как хочешь, вернутся ли после президентских выборов суммы пенсий и пособий к прежнему скудному варианту.
Между тем из-за соотношения национальной валюты к мировым (доллару и евро) средние зарплаты и пенсии ощутимо понизились – почти на треть в сравнении с прежним (2010 года) президентским избирательным марафоном.
Запоздалая атака оппозиции
В пятницу ряд известных оппозиционеров и оппозиционных структур призвали Запад не легитимизировать белорусские президентские выборы из-за ситуации, сложившейся задолго до нынешних выборов.
Суть призыва такова: белорусская оппозиция обескровлена и обезглавлена из-за репрессий после предыдущих выборов 2010 года, но рефрен прошлой избирательной кампании остается актуальным – верните народу право выбора.
Такой лозунг был предвыборным в 2010 году у кандидата в президенты Николая Статкевича – жесткого критика режима, арестованного после протеста фальсификации итогов выборов и обвиненного в организации массовых беспорядков. Он был приговорен к лишению свободы на срок, перекрывающий даты последующих выборов.
Лукашенко освободил заключенного Статкевича (и ряд известных белорусских анархистов, признанных международными правозащитными организациями узниками совести) в конце августа – в период, когда, по действующему избирательному законодательству, общественная активность освобожденных официально влиятельной не признается. Хотя бы потому, что, по белорусским законам, освобожденные по президентскому решению остаются ограниченными в правах как лица, не избавленные от последствий уголовной ответственности.
Шаг действующего президента Лукашенко отвечает требованиям Запада: президентские выборы в Белоруссии должны пройти без политзаключенных. Но признанию по этому признаку воспротивилась оппозиция.
Оппозиционный лагерь, активизированный освобожденным политиком Статкевичем, продемонстрировал стремление поставить под удар как будто согласованное в европейских “верхах” решение: знаковые лидеры белорусской оппозиции призывают не признавать Лукашенко легитимным президентом и зовут электорат игнорировать выборы.
Услышат ли призыв?
На совместной пресс-конференции 28 августа ряд известных оппозиционных лидеров вдруг объявили, что единым оппозиционным кандидатом является только что освобожденный из мест лишения свободы Николай Статкевич – за явную позицию критика режима, не намеренного бежать из страны.
Ряд других белорусских оппозиционных лидеров, потенциально или явно претендовавших сменить Лукашенко, в разные годы эмигрировали из Белоруссии из-за угроз личной безопасности.
В период подготовки к выборам белорусская оппозиция не определилась с единым кандидатом, хотя ряд структур требовали от Центризбиркома зарегистрировать инициативную группу по сбору подписей за регистрацию кандидатом в президенты тогда еще отбывавшего срок заключения Статкевича.
Выйдя из тюрьмы, Статкевич потребовал “открутить” ход избирательной кампании назад до процедуры регистрации инициативных групп.
Через несколько дней, впрочем, опальный политик говорит: “Я расцениваю заявления соратников как объединение трезвой части оппозиции. Конечно, это объединение сейчас носит во много формальный характер, но мы дали общую оценку тому, что происходит, и обозначили общий вывод, что нам делать. А в патовой ситуации, в которой белорусская оппозиция нынче находится, такие решения – уже успех”.
“Сейчас я выгляжу лидером, но ситуация может измениться. Покажи, на что способен, возьми микрофон – это же так просто! Но потом придется заплатить…” , – замечает отсидевший в местах лишения свободы лидер одной из белорусских социал-демократических партий.
До Коли?
И экс-политзаключенный Статкевич, и экс-кандидат в президенты поэт Владимир Некляев ситуацию в оппозиции расценивают емким народным словом “раздрай”.
На оппозиционной пресс-конференции в пятницу прозвучали смутившие публику подозрения в связи с КГБ оппозиционного движения “Говори правду!”, выдвинувшего кандидатом в президенты Татьяну Короткевич, и призыв к Короткевич сняться с выборов во имя чести белорусской оппозиции.
Короткевич вскоре ответила, что сниматься не собирается, но, если придется, поведет народ на площадь, на мирный протест для защиты результатов голосования.
Политаналитик Роман Яковлевский так описывает ситуацию: “Все эти заявления статусной оппозиции обусловлены реальной перспективой нормализации отношений официального Минска с Западом после признания президентских выборов в Беларуси. Вероятность такого признания высока – именно после освобождения Статкевича, как знакового “политзека”. И новая ситуация спровоцировала активизацию в среде оппозиционных лидеров, ряд из которых, выдвинувшись претендентами в кандидаты в президенты, не смогли даже собрать необходимое по закону количество подписей в свою поддержку”.
“Арифметическое объединение оппозиции не означает реального объединения, – добавляет Яковлевкий. – Это бурление только на руку властям. А обывателю оно демонстрирует, что в оппозиции реального единства нет. В стране по-прежнему все рассуждают, а Лукашенко – решает. Ничего не изменилось: Лукашенко полновластный хозяин страны”.
По неофициальным оценкам, избиратели – особенно в столице – массово проигнорировали поход на избирательные участки в период предыдущих президентских выборов именно из-за недоверия к переменам и апатии, а также отсутствия альтернативы.
Пойдут ли сейчас – риторический вопрос.
Оппозиция опоздала с демонстрацией альтернативной программы развития страны. Нет и личности, способной реализовать такую программу.
Бессменный президент Лукашенко настойчиво предлагает терпеть, затянув пояса. Доколе терпеть, народ решил анекдотом.
“До Коли”, – говорят, вспоминая малолетнего сына действующего белорусского президента.
Источник: bbc.com