«Черный вторник» – так назвали 25 августа, когда Национальный банк Грузии установил новый обменный курс лари (2,41 за доллар). Национальная валюта тем вечером опустилась до крайнего минимума, побив рекорд за всю историю своего существования.
Таких полетов вниз грузинская денежная единица не совершала даже во времена правительства Эдуарда Шеварднадзе. В правящих кругах решили забыть об экономическом росте и заговорили о сохранении финансовой стабильности страны.
А журналисты и эксперты рассуждают о пошатнувшемся кресле министра финансов страны Нодара Хадури. Министр экономики и устойчивого развития Грузии Георгий Квирикашвили призывает главу Нацбанка к большим интервенциям.
Нет дыма без огня
Несмотря на заверения премьера в том, что осенью в правительстве перемен не намечается, в кулуарах правящей коалиции активно обсуждают отставку министра финансов.
В приватных беседах члены коалиции говорят: если к концу сентября лари вновь обесценится, мальчиком для битья окажется главный финансист страны.
Некоторые депутаты готовы неофициально подтвердить: «Вопрос снятия Хадури решен». Парламентарии говорят и о том, что заявления премьера и членов правительства об укреплении курса лари, которые в итоге не оправдались, во многом основывались на расчетах Минфина.
Банки против банков
TBC банк и Банк Грузии – два крупных игрока грузинского финансового рынка, и зачастую именно от их поведения зависит стабильность в этом секторе.
Бывший глава ЦБ республики Роман Гоциридзе написал в Facebook, что оба банка из-за разногласия с правящими кругами Грузии в скором будущем покинут национальную Ассоциацию банков, а это, в свою очередь, позволит им вести независимую финансовую игру и выводить из страны практически любое количество твердой валюты.
«Из кулуарной информации стало известно, что TBC банк и Банк Грузии собираются покинуть Ассоциацию. Они не смогли сменить ее руководящих лиц, так как напуганные правительством малые банки, коих большое количество, не способны пойти на подобный шаг.
Тем более что владельцами некоторых малых и средних банков являются члены нынешней власти. Также, согласно кулуарной информации, ожидается демарш международных организаций, по отношению к “банковскому надзору” и другим текущим процессам. Банки против банков! Это уже новое явление в грузинской жизни», – пишет Гоциридзе.
Агентство по надзору
Обидевшись на президента Национального банка Георгия Кадагидзе, обвинив его в пособничестве девальвации лари и в сговоре с партией Саакашвили, глава парламентского финансового-бюджетного комитета Тамаз Мечиаури предложил отделить агентство по финансовому надзору от единой системы Нацбанка.
Это агентство учреждено законом, который вступил в силу с 1 августа, не подчиняется ни одному другому органу госвласти или должностному лицу, но при этом является частью единой централизованной системы ЦБ.
Основной функцией агентства заявлено обеспечение финансовой стабильности и прозрачности финансового сектора, а также защита прав потребителей и инвесторов.
До сих пор это ведомство было частью Национального банка и находилось под руководством его президента Кадагидзе.
Закон раздора
Международные организации – Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития, Банк развития Азии и Всемирный банк – в совместном письме на имя премьер-министра и председателя парламента призвали сохранить за Национальным банком Грузии функции финансового надзора.
По их мнению, представленные в парламент поправки ослабляют независимость и качество банковского надзора в Грузии, создают угрозу стабильности банковского сектора и подрывают перспективы устойчивого роста.
Советник президента Грузии по экономическим вопросам Георгий Абашишвили ранее назвал эти поправки нецелесообразными и нарушающими соглашения об ассоциации Грузии с Евросоюзом. Он также предупредил, что глава государства заблокирует этот законопроект.
Так и случилось. 31 июля Маргвелашвили воспользовался правом вето, которое законодатели попробуют преодолеть на осенней сессии.
А воз и ныне там
Пока президент Грузии, правящая коалиция и глава Нацбанка ищут пути оздоровления валюты и выход из финансового кризиса, экономические показатели Грузии оставляют желать лучшего.
По данным Грузстата, с января по июль внешнеторговый оборот республики (без неорганизованной торговли) составил 5 млрд 573 млн долларов – на 14% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Экспорт сократился на 14% (до 1 млрд 269 млн долларов), а импорт – на 11% (до 4 млрд 305 млн долларов). Зато объем торговли со странами Евросоюза вырос на 2%. Самыми крупными торговыми партнерами Грузии по-прежнему являются Турция (870 млн долларов), Азербайджан (468 млн долларов) и Китай (421 млн долларов).
3 сентября Национальная комиссия по регулированию энергетики и водоснабжения Грузии примет окончательное решение по заявке компании «Теласи» на повышение энерготарифов. По всей вероятности, 1 Квт/ч подорожает на 6 тетри – до 17 тетри (около 7 центов), и сводить концы с концами населению республики станет еще сложнее.
Кто ответит?
Но не только министр финансов Грузии виноват в сложившейся ситуации, считает эксперт по вопросам Кавказа Мамука Арешидзе.
«Это комплексная проблема. Есть силы в правительстве, а также в Нацбанке, которые довели ситуацию до этого. Нужен комплексный подход. Подобная ситуация у всех соседних стран и в Китае. Поэтому мы не должны думать, что виноваты только Хадури или Кадагидзе. Международная ситуация такова», – пояснил Арешидзе КАВПОЛИТу.
Отставки отдельных высокопоставленных чиновников не ожидает и бывший советник экс-премьера Иванишвили Гия Хухашвили. По его мнению, разовые кадровые перестановки не окажут серьезного влияния на ситуацию.
«У нас серьезные управленческие проблемы, системный кризис, поэтому кадровые перестановки проблемы не решают. Что же касается слухов, они мне неинтересны», – подчеркнул эксперт.
Хухашвили считает, что в долгосрочной перспективе Грузии нужно повышать объем производства, снижая тем самым зависимость от твердой валюты.
«Мы очень зависим от импорта. В стране практически ничего не производится. Цены повышаются, серьезно ударяют по инфляции, и за гранью бедности остается все больше людей. Это повышает социальные риски», – констатировал экс-советник Иванишвили.
«Сбалансировать на рынке спрос и предложение не удается, потому что никаких системных факторов не существует, – поясняет собеседник КАВПОЛИТа. – К тому же влияют и внешние факторы. Мы знаем, что происходит на азиатских рынках, на европейских и американских биржах».
По мнению Хухашвили, единственное решение в нынешней ситуации – развивать внутреннюю экономику.
«То есть для того, чтобы сбалансировать спрос и предложение на валютном рынке, надо все-таки находить сегменты влияния на него. Если мы что-то производим, это повышает нашу независимость. Спрос на твердую валюту становится меньше, валюта стабильная», – подытожил эксперт.
Правительственная карусель
На фоне кризиса все более актуальной становится тема перестановок в правительстве.
По неподтвержденным данным, министр экономики Георгий Квирикашвили перейдет в дипломатическое ведомство вместо Тамар Беручашвили, сменятся министр финансов Грузии Нодар Хадури и глава Минюста Теа Цулукиани.
Сами члены правительства категорически отрицают саму возможность кадровых перемен.
Глава МИД подчеркнула: эта тема вообще не обсуждалась, а значит, и комментировать тут ей нечего.
«Даже на серьезном уровне – на уровне людей, принимающих решения, я не слышал о подобных сплетнях», – вторит ей министр инфраструктуры и регионального развития страны Нодар Джавахишвили.
Но перемены стране необходимы. Пока чиновники пытаются списать все проблемы на соседние страны, девальвация лари продолжается, а жизнь в Грузии становится все дороже.
Артем Авакимов
Источник: kavpolit.com