Минэкономразвития считает, что при цене нефти $40 за баррель кризисный сценарий может стать базовым
Российская экономика падает в пропасть. Такой вывод можно сделать из обновленного прогноза Минэкономразвития.
Как сообщают «Ведомости», в консервативный сценарий на 2016−2018 годы министерство заложило цену на нефть $40 за баррель. Причем, как заверили издание несколько чиновников, знакомых с документом, консервативный сценарий — не какая-то страшилка. Это вариант, который вполне может стать базовым.
При $40 за баррель, предсказывает Минэкономразвития, рецессия в российской экономике продлится вплоть до 2017 года. Курс доллара при этом будет устойчиво держаться выше 75 рублей, к в 2018 году взлетит до 78 рублей.
Прилично разгонится и инфляция. По расчетам министерства, в 2016-м она подскочит до 8,8%, в 2017-м замедлится всего на 1%, и только в 2018-м опустится ниже 6%.
Как показывает практика, при инфляции выше 5% инвестиции в экономику прекращаются из-за рисков обесценивания вложенных средств. Это означает, что цена нефти $40 за баррель похоронит надежды на возобновление инвестиционной активности: падение инвестиций в капитальные вложения продолжится вплоть до 2018 года.
Населению в таких условиях, отмечается в документе, придется смириться с падением реальных доходов, которое продлится до 2017 года. А российскому правительству ничего не останется, как беспощадно резать расходы, в первую очередь социальные и военные. Иначе покрыть выпадающие доходы из резервов будет уже невозможно.
Правда, обновленный базовый сценарий Минэкономразвития выглядит более оптимистично. В нем предполагается, что цена на нефть будет находиться в коридоре $55−60 за баррель. При таких ценах, особенно при $60 за баррель, Россия вновь становится интересна инвесторам, а правительство может вздохнуть спокойно.
Между тем, складывается ощущение, что экономический блок правительства сам толком не понимает, в какую сторону разворачивается ситуация. Накануне глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев заявил, что июльская статистика по ВВП указывает на нащупывание экономикой России «хрупкого дна». При этом он признал, что министерство ухудшило прогноз по снижению ВВП в 2015 году с 2,8% до 3,3%. Ожидания на 2016 год, по словам министра, также «скорректированы в сторону некоторого ухудшения».
Что стоит за прогнозом Минэкономразвития, как на деле будет развиваться ситуация в российской экономике?
— Сейчас идет верстка бюджетной трехлетки 2016−2018 годов, и всегда под такой документ подверстываются сценарные варианты развития экономики, с расчетом основных макроэкономических параметров, — отмечает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. — Другое дело, что к документу в целом возникает много вопросов. И в первую голову — по базовому сценарию, который до сих пор толком не определен.
Прежде всего, нет полной ясности, как поведут себя нефтяные цены. Многие аналитики ожидают их отскока — не слишком, впрочем, сильного — до $50 за баррель к концу 2015 года. Однако не меньше тех, кто уверен: $50 за баррель — лишь желаемый результат, а реально нефть остановится в середине диапазона $45−50. Как будет развиваться ситуация, зависит от ряда обстоятельств.
Если поставки «черного золота» будут и дальше заключаться по текущим ценам, трейдеры и биржевые игроки начнут нести значительные убытки. Поэтому есть ощущение, что они приложат максимум усилий, чтобы развернуть котировки вверх. Это, кстати, вполне возможно с точки зрения механизмов рыночного ценообразования, с учетом финансово-спекулятивной составляющей.
Это первое обстоятельство, которое сейчас трудно предсказать.
Второе обстоятельство — это уровень реализации внешних рисков, которые связаны с продолжающимся падением фондовых площадок Китая. Аналитики не исключают рецидивов, поскольку действия Народного банка Китая и других финансовых регуляторов Поднебесной не выглядят убедительными.
Тем более, ряд китайских ведомств и исследовательских организаций, судя по информации Bloomberg, по поручению Госсовета КНР начинают тестировать сценарий развития китайской экономики при падении юаня в текущем году на 8%, а в следующем — на все 20%.
Естественно, такая ситуация создает дополнительные неясности для Минэкономразвития РФ при бюджетных проектировках.
Наконец, сегодня абсолютно непонятно, что будет происходить со ставкой Федерального резерва США. Повысит ли ФРС ключевую ставку в конце 2015 года или, как утверждают аналитики ряда глобальных инвестиционных банков, повышение перенесут на март 2016 года? Ответа на этот вопрос нет.
В этой ситуации неопределенности Минэкономразвития и написал свой сценарий «от имени адвоката дьявола» — с наихудшими условиями. Рынок, между тем, давно сформулировал: если нефть по 40, то доллар — от 70 и выше. Именно эту идеологему, связанную со среднесрочными ожиданиями участников рынка, российское ведомство и заложило в свои сценарные заготовки.
— Как будет в реальности выглядеть сценарий развития экономики РФ?
— Не слишком позитивно. Все-таки мы переходит в следующий год с большей инфляцией, чем предполагалось еще несколько месяцев назад. Скорее всего, инфляция на конец 2015 года составит около 12%, хотя Минэкономразвития настаивает на 11%. Это значит, что промежуточная цель, которую ставил перед собой ЦБ РФ — инфляция менее 7% в июле 2016 года — будет сдвинута на август-сентябрь 2016 года.
Это, конечно, не трагично. Но это будет означать, что инвестиционные процессы в России начнутся позже, чем предполагалось. Думаю, с учетом того, что сейчас происходит в национальной и глобальной экономике, инвестиций у нас не будет весь 2016 год.
Коль так, нельзя рассчитывать, что потребительский спрос, — после падения реальных доходов населения в 2015 году на 8−10%, — будет драйвером экономического роста. Скорее всего, весь 2016 года нас ждет стагнация, с колебаниями роста ВВП около нуля, или даже спад ВВП.
Восстановительный рост в этом случае отодвигается на 2017 год, и этот рост будет не слишком впечатляющим — не выше 1,5% ВВП.
— Если нефть опустится до $40 за баррель, что это будет означать для нас?
— Прежде всего — дальнейшее ослабление курса рубля, в пиковые моменты — до 80 рублей за доллар. Такое ослабление будет означать рост внутренних цен и дополнительный разгон инфляции. В этих условиях Центробанк не только не понизит ключевую ставку, но, не исключено, несколько ее повысит. А высокая ставка автоматически станет шлагбаумом на пути инвестиций.
Кроме того, правительству придется пересчитывать все бюджетные параметры. Сейчас кабмин исходит из того, что цена на нефть не упадет ниже $50 за баррель. Падение до $40 означает, что потери доходной базы бюджета составят 20%. Это, замечу, очень много.
Компенсировать эти потери можно двумя способами — либо сократив расходы, либо повысив налоги. Но второй путь, я считаю, исключен ввиду начала электорального цикла в 2016 году.
Значит, придется сокращать расходы. А вот какие статьи бюджета и насколько резать — вопрос политического выбора, который пока не вполне очевиден.
— Минэкономразвития у нас работает как министерство прогнозов, а не как министерство управления экономикой, — считает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. — Между тем, в нынешней кризисной ситуации России требуется не бюро прогнозов, а штаб экономического развития страны. К сожалению, такого штаба в правительстве мы не видим.
Если говорить об обновленном прогнозе Минэкономразвития — он выглядит вполне реалистично. Из поводов к оптимизму сегодня можно, пожалуй, упомянуть только снижающийся уровень закредитованности российского крупного бизнеса за рубежом. Наш совокупный внешний долг сокращается, и это дает нам минимальную фору. Но и этой форой не можем воспользоваться.
Заявления наших экономических властей говорят об одном: они сами не знают, что делать в такой ситуации. У них нет планов на перезапуск экономики, нет видения, как этот перезапуск можно осуществить.
Более того, экономические ведомства все более откровенно перекладывают ответственность за происходящее в национальной экономике на политическую систему. Они разводят руками и говорят: в экономике ничего нельзя сделать, если не начать политических реформ.
На деле, это в чистом виде «перевод стрелок». Политика и экономика неразрывно связаны, но наши либеральные экономисты склонны уходить в политико-правовую плоскость, и там искать оправдания. Это оборотная сторона отсутствия у них собственных моделей экономического роста.
— Как выйти из этой ситуации?
— Политическое руководство страны, на мой взгляд, должно выделить альтернативные экономические школы, должно опереться на другие группы экспертов-экономистов. Такие люди в России есть, они связаны с Академией наук, и критикуют гайдаровско-кудринскую экономическую школу, начиная с середины 1990-х.
Их альтернативная модель экономического роста основана на деглобализации, ограничении трансграничного движения капитала, введение элементов валютного контроля. Плюс на последовательной, более жесткой деофшоризации, а с другой стороны — на поощрении малого и среднего бизнеса, демонополизации внутри страны, и на стимулирующей кредитно-денежной политике. Все это может дать хороший эффект роста экономики.
Этим экспертам, которые долгие годы находятся в оппозиции действующей экономической власти, нужно дать карт-бланш — сначала на разработку архитектуры реформ для перезапуска экономики, потом на пилотный проект, а в случае удачи — на масштабирование этого проекта на экономику России в целом, и на смену экономических и финансовых властей.
Я говорю, в данном случае, не об экономических рецептах, а о рецептах политических и практических. Потому что сейчас, в ситуации глубокого кризиса, в экономике совершенно необходима смена команды. Но у нас, к сожалению, монополия гайдаровско-кудринской группы на принятие решений остается незыблемой…
Андрей Полунин
Источник: km.ru