Петр Порошенко поручил сегодня правительству «активизировать работу по возмещению убытков, нанесенных временной оккупацией части территории Украины». Речь идет о Крыме. Федеральное агентство новостей разбиралось, чего больше в действиях украинского лидера: экономики или политики. И какой может быть игра Киева и Москвы за имущественные и остальные права на полуострове.
Долгий ящик и политика
Украинские власти еще в прошлом году после референдума и всех последующих событий прибегли к стратегии использования в споре за Крым (что само по себе спорно) международные суды. Лидеры страны постоянно говорили об ущербе и называли астрономические суммы. Например, один миллион 80 миллиардов гривен. Такую цифру озвучил глава Минюста Украины Павел Петренко прошлой весной. В этом году глава экспертного совета при министерстве Георгий Логвинский сказал, что речь идет об одном триллионе 200 миллиардах гривен.
Суммы более чем серьезные. Однако факт остается фактом: при таких убытках украинская сторона ничего не делает для их возмещения, которое кажется ей справедливым. В противном случае Порошенко не пришлось бы давать поручений об активизации соответствующей работы.
Может быть, дело в другом? «На мой взгляд, здесь со стороны Порошенко больше политики, чем экономики. Естественно, будут названы астрономические суммы убытков, и, возможно, найдется и суд, который примет решения в пользу Украины. Но практического смысла все это иметь не будет, поскольку Россия эти решения не признает», — считает доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист Российской Федерации Андрей Марголин.
По его мнению, любые претензии Киева на полуостров необоснованны. А на все иски украинской стороны России нужно ответить развитием региона и превращением его в экономически самодостаточный, живущий не только за счет туризма. «Это ответ экономический, а в политическом необходимости нет, поскольку народ Крыма свой однозначный выбор в пользу России сделал», — уверен эксперт.
Что будет
Игра на Крым, если использовать терминологию картежников, все-таки будет иметь место. «Все на самом деле зависит от нас. Насколько мы профессионально подготовим наши претензии с обоснованием в международные, а не украинские суды, в частности, Гаагский суд. Однако есть определенный нюанс. Украина должна подавать в суд не за потерю территории, потому что тогда мы признаем, что Крым является территориальной собственностью России. Нужно подавать иски за неполученные доходы», — заявил в недавнем интервью экономический эксперт «Реанимационного пакета реформ» Илья Несходовский.
На его взгляд, очень странно, почему до сих пор не поданы иски украинских государственных компаний за потерю своей собственности. В частности, это касается «Черноморнефтегаза», который на сегодняшний день полностью перешел под российскую юрисдикцию и добывает газ для РФ.
Обозреватель и экономист Александр Кашапов считает, что Россия партию выиграет. Может быть, с использованием крапленых карт, но выиграет. Он обрисовал ситуацию в целом: «Если речь идет о Крыме, то по украинскому закону эта территория является украинской. И выходит, что вся недвижимость, что там находится приобретается незаконно, она не вносится в реестр и в любой момент ее могут изъять. Она не проходит ни по каким документам. По крайней мере, так было до недавнего времени. Кроме того, права на крымскую недвижимость не признаются ни в одной стране мира кроме нашей. Что касается бизнеса. В Крыму, например, есть «Черноморнефтегаз». Это был неплохой госбизнес, так что Украина, понятно, хочет его вернуть. Остальные моменты не очень значительные. За них никто не будет драться. Но есть другой момент — территории, которые могли граничить со стратегическими рубежами, военные объекты».
«Все имущественные права Украины будут доказываться в международных судах. Если Россия не будет их признавать, то начнутся аресты российской недвижимости, которая находится за границей, как в деле ЮКОСа. Она будет арестовываться и продаваться. Это в лучшем случае. Но я думаю, что все забуксует. Потому что Украина зависит от поставок газа из России и от рынка сбыта. Украинские товары до сих пор сбываются у нас, несмотря на все обстоятельства. Если Украина будет слишком настаивать на тех или иных имущественных правах, то тогда начнутся, например, проверки Роспотребнадзора в отношении украинских товаров. Начнется шантаж с нашей стороны. Однако юридически все будет правильно. Партии будут изыматься, и дефекты действительно будут находить, потому что полностью безопасной продукции нет вообще. Везде можно подкопаться к чему-то. Соответственно, появятся запреты. Украине придется решать, стоят ли потери от такого запрета или чего-то еще того, чтобы изъять крымскую линию. Скорее всего, потому Порошенко и дал поручение Кабмину, чтобы там взвесили все риски. Потому что Россия будет отвечать не напрямую, а косвенно», — резюмирует специалист.
Важен не Крым, а деньги
Такой вывод напрашивается сам собой. Особенно, если вспомнить, что Крым был дотационным регионом, а большинство его жителей поддерживали политиков лояльных России, если не более.
Согласно отчету украинского министерства финансов за 2013 год в бюджет от налоговых сборов из Крыма поступили 8,5 миллиарда гривен, а получил за год регион 16,6 миллиарда. К высвободившимся деньгам для Киева (а они нужны на армию, поддержку экономики, на газ, в конце концов) нужно добавить и то, что теперь граждане, традиционно голосовавшие и поддерживающие Россию, как, кстати, и Донецкая с Луганской областями (именно эти три региона обеспечили победу Виктора Януковича на выборах в 2010 году), не мешают «европейскому пути» страны.
Эти факты и объясняют сегодняшние требования Киева не вернуть полуостров, а дать денег за «ущерб»: ведь экономических проблем у Украины более, чем достаточно.
Георгий Аветисян
Источник: riafan.ru