Дилемма российского призыва

Дилемма российского призыва

Препятствия на пути модернизации вооруженных сил страны

В России в самом разгаре осуществление чрезвычайно амбициозного военного проекта по модернизации. К 2020 году страна планирует модернизировать значительную часть своего вооружения. Среди нового технического оснащения вооруженные силы России приобретут 600 самолетов, 1100 вертолетов, около 100 кораблей (включая 24 подводные лодки), 2300 танков и 2000 артиллерийских орудий. Модернизация обойдется налогоплательщикам примерно в 19 триллионов рублей (или 283 миллиарда долларов). По данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира, щедрость России в отношении оборонной сферы, на долю которой в прошлом году пришлось 4,5% российского ВВП, ставит страну на третье место в мировом рейтинге по оборонным расходам (США и Китай занимают первую и вторую позиции, соответственно).

Проект модернизации впечатляет, но российским военным есть о чем побеспокоиться, помимо своего технического оснащения. В то время, как Советский Союз мог похвастаться более чем пятью миллионами солдат, в настоящее время российские вооруженные силы явно испытывают трудности с пополнением своих рядов, имея в своем распоряжении армию, по величине равную одной пятой от советской. Дело не в том, что в России нет солдат и офицеров: по последним данным лондонского Международного института стратегических исследований, на действительной военной службе состоит 771 тысяча россиян. Но это на 150 тысяч солдат — 16% — меньше той численности военных, которая, по словам военных экспертов, необходима для эффективной работы российских вооруженных сил. Россия пытается уменьшить свою зависимость от призывников путем увеличения количества профессиональных солдат, но эта перестройка стоит недешево. Учитывая, что резкое снижение цен на нефть спровоцировало падение рубля до самой низкой с февральского периода отметки, многие эксперты предсказывают, что у России не будет финансовых возможностей по крайней мере до 2020-х годов отменить воинскую повинность.

Это представляет собой серьезный удар, поскольку призыв на военную службу в настоящее время остается проблемным вопросом, каким он был и в советское время. Сейчас, как и тогда, многие потенциальные призывники испытывают ужас перед перспективой несения воинской службы и делают все возможное, от симуляции болезни до предложения взяток, чтобы избежать ее. По данным за 2010 год, половина молодых российских мужчин в том году уклонились от службы в армии, в то время как одна треть всех солдат-призывников страдала от подлинных проблем со здоровьем и оказалась демобилизована. 

Риски профессионализации

Чтобы ослабить зависимость от призывников, Россия планирует провести профессионализацию своих вооруженных сил, и, как утверждает Министерство обороны России, реализация этого плана идет полным ходом. В июне министр обороны Сергей Шойгу заявил, что у вооруженных сил России в настоящий момент уже столько претендентов на вакансии профессиональных солдат, что некоторых приходится «удерживать». Генерал Михаил Мизинцев, начальник нового правительственного Национального центра управления обороной, сообщил, что в прошлом году вооруженные силы России взяли в оборот 70 тысяч контрактников, численность которых, по его словам, впервые в истории современной России превзошла число призывников. На своем веб-сайте Генеральный штаб Вооруженных Сил отмечает, что к 1 января 2017 года вооруженные силы намереваются пополнить свои ряды 425 тысячами профессиональных солдат.

Эта цель, возможно, слишком амбициозна. На фоне того, что профессионализация военных не прошла в таких масштабах, в каких ожидалось, Россия недавно приняла закон, разрешающий российским мужчинам выбирать между одним годом срочной службы или двумя годами в качестве профессионального солдата. Надежда, конечно, на то, что сомневающиеся призывники вместо срочной службы запишутся в профессиональные солдаты, а потом возобновят свои контракты. (С царских времен российские новобранцы сталкиваются с жестокой, иногда смертельно опасной, дедовщиной, которой и объясняются меры, к которым молодые люди прибегают, чтобы уклониться от призыва).

Но и это не гарантировано. Министерство обороны России не ответило на запрос о предоставлении информации, но в соответствии с военным балансом Международного института стратегических исследований, в 2014 году российские вооруженные силы состояли из 845 тысяч военнослужащих мужского и женского пола. Поскольку в этом году данный показатель снизился до 771 тысячи, значительное число профессиональных солдат решили оставить службу после истечения срока своего первоначального контракта.

Российская армия также переживает демографические трудности. В период между 1990 и 1995 годами, когда родились многие из сегодняшних потенциальных солдат, по статистике Организации Объединенных Наций, рождаемость в России составляла 10,8 детей на 1000 жителей, по сравнению с 11,3 ребенка на 1000 жителей в Западной Европе. За тот же период смертность мужчин в возрасте от 15 до 50 лет составляла 221 человек на тысячу жителей в России и 69 на тысячу человек в Западной Европе. В период с 2000 по 2005 годы смертность мужчин в возрасте от 15 до 60 лет достигла 459 человек на 1000 в России и 121 человек на 1000 в Западной Европе. С тех пор преждевременная смертность среди российских мужчин несколько снизилась, но продолжительность жизни мужчины в России сегодня составляет в среднем 60 лет (по сравнению с 73 годами для западных европейцев). Александр Сидоренко, эксперт по социальной политике и бывший сотрудник ООН, специализирующийся на бывших советских республиках, обвиняет в высоких темпах смертности пьянство и «презрение большинства русских мужчин к прохождению медицинских осмотров».

Реформе здравоохранения России, запущенной президентом России Дмитрием Медведевым в 2011 году и направленной на модернизацию 30% медицинских учреждений России, которые были признаны опасными или неэффективными, не удалось значительно повлиять на показатели смертности в стране. Напротив, по данным статистического агентства России, в течение первого квартала этого года смертность выросла на 5,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Смертность среди мужчин увеличилась: она выросла на 23% в период между 1990 и 2013 годами в значительной степени из-за пьянства и хронических заболеваний.

Застрявшие в прошлом

Все это, однако, не означает, что начальник Генерального штаба генерал Валерий Герасимов будет испытывать недостаток в солдатах, которых можно направить в различные горячие точки. «Видны сознательные усилия, направленные на то, чтобы пополнить профессиональными солдатами особо важные единицы, в том числе подводные части и силы специального назначения, — говорит Йорген Элфвинг (Jörgen Elfving), эксперт по российским вооруженным силам в Колледже обороны Швеции. — Страдают именно сухопутные войска, перед которыми стоят более обширные задачи». Эти подразделения, особенно пехота и артиллерия, могут работать, используя призывников, но отсутствие опытных сержантов — звание, которое получают многие профессиональные солдаты после двух-трех лет службы, усложняет задачу. Это также заставляет командующих использовать меньше и менее опытных солдат. Еще большие трудности возникнут с модернизацией оружия, поскольку солдатам будет необходимо научиться работать с новой, гораздо более сложной техникой.

Отчасти эти проблемы являются прямым результатом последней попытки России реформировать вооруженные силы. После войны в Грузии в 2008 году министр обороны России Анатолий Сердюков приступил к амбициозной и столь необходимой реформе, обозначенной как «новый облик российской армии», которая была призвана произвести отбор в полумиллионном офицерском корпусе России путем сокращения штата и упразднения военных академий, готовящих офицерские кадры (Сердюков считал, и не без оснований, вооруженные силы слишком перегруженными). «Его усилия заслуживают похвалы, но это означало, что на протяжении нескольких лет высшие учебные заведения вообще перестали принимать новых курсантов, — объясняет Павел Баев, профессор и исследователь в Институте исследования проблем мира в Осло. — Так что теперь не хватает молодых офицеров». По словам Баева, особый дефицит наблюдается среди лейтенантов, в самом низком офицерском звании. «Если не хватает сержантов и лейтенантов, то кто будет обучать новобранцев?»

Остается и еще одна проблема: хотя российские вооруженные силы модернизируют свои казармы, некоторые из них были построены в советские времена и никогда не были предназначены для столь длительной службы. Этим летом в Омске обрушилась казарма, в результате чего погибли 23 солдата. Инфляция также не способствует тому, чтобы денежные выплаты солдатам оказывались на должном уровне.

Тем не менее, Россия имеет все основания для оптимизма. Насчитывающие 771 тысячу военных российские вооруженные силы превосходят по численности армии, которые может набрать любая другая европейская страна. «Россия, может быть, не достигнет своей цели в создании полностью профессиональной армии, модернизированной к 2020 году, как было запланировано правительством, — размышляет Элфвинг. — Но даже в своем нынешнем качестве Россия является грандиозной силой». Ее противники не могут рассчитывать на ослабленную (частично) провалившейся реформой вооруженных сил Россию. Несмотря на многочисленные неудачные попытки подобных реформ на протяжении своей истории, Россия осталась грозной силой. Правда, то, что думают призывники, — совсем другое дело.

Элизабет Броу

Источник: inosmi.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий