Дорожает электроника и продукты питания, автомобили и одежда, алкоголь и лекарства (см. справку «Новой»). Виновники те же, что и в прошлом году: падающий рубль, растущая инфляция, неопределенные перспективы российской экономики и политические риски импортеров, следствием чего пока становится вовсе не импортозамещение, но снижение конкуренции и падение уровня качества продукции.
Главный вопрос сейчас — удастся ли нынешней осенью избежать повторения потребительской паники конца прошлого года, когда вся страна, как в старые добрые времена, встала в очередь за телевизорами и холодильниками?
Потребительский рынок России лихорадит. За январь и февраль этого года — всего за два месяца — инфляция составила около 6%. Затем, в марте, когда подорожание товаров начало постепенно замедляться, был достигнут пик годовой инфляции — 16,9%. По итогам 7 месяцев 2015 года этот показатель оказался равен 9,4%.
Прогнозы Минэкономразвития о возможной кратковременной дефляции в августе-сентябре не сбылись. В конце весны началось затяжное пике рубля: в период с 20 мая по 25 августа курс рубля падал почти ежедневно, в общей сложности потеряв 43% (с 49,2 до 70,7 рубля за доллар). Тем самым подтверждая свой статус наименее устойчивой сырьевой валюты в мире (если, конечно, не считать полную зависимость от цен на нефть особой формой стабильности). Во второй половине августа рост инфляции возобновился. Этот момент станет переломной точкой: осенью россияне столкнутся в магазинах с новыми недружелюбными ценами.
При этом озаботиться судьбой своих сбережений российское население вынудили именно злоключения национальной валюты, а не данные об инфляции. В августе, как и в ноябре-декабре прошлого года, ритейлеры вновь зафиксировали значительный рост спроса на товары длительного пользования: главным образом на крупную бытовую технику и электронику (по сведениям РБК, количество интернет-заказов в «М.Видео» в «черный понедельник», 24 августа, выросло на 200% по сравнению с тем же периодом прошлого года).
На этом фоне СМИ почти ежедневно сообщают о надвигающемся скачкообразном росте потребительских цен в различных сегментах рынка. Хозяева торговых сетей настойчиво советуют не откладывать необходимые покупки, резонно замечая, что завтра придется платить больше, и это притом что роста реальных доходов потребителей не предвидится. Если попытаться составить из данных о ценах на разные категории товаров единую картину, то она получается такой.
Минимум четыре производителя автомобилей — Ford, Suzuki, Peugeot и Citroen — готовятся уже в сентябре повысить цены, в среднем на 5%. В течение осени можно ждать еще несколько поэтапных повышений цены. В августе уже успели подорожать автомобили марки Renault и некоторые модели АвтоВАЗа. Ряд компаний — например, Volvo — пока только сворачивают маркетинговые акции, но это порой даже сильнее повышает цену на автомобиль для конкретного покупателя.
Крупные импортеры алкогольной продукции намерены поднять цены на 15–25% к следующей неделе. Импорт алкоголя, по сведениям Центра разработки национальной алкогольной политики, за январь-июнь существенно сократился практически по всем позициям. В частности, импорт водки и ликероводочных изделий, а также пива снизился более чем на 60%. Впрочем, новейшая инициатива главы Минсельхоза Александра Ткачева по запрету на закупки иностранных виноматериалов потенциально способна вывести проблемы рынка на совсем иной уровень: цены могут подняться на порядок, начнется дефицит вина.
Нынешняя потребительская активность населения пока меркнет по сравнению с событиями конца прошлого года. Напомним, в целом за период с начала прошлой осени и к середине декабря рубль обвалился примерно на 80%. В конце ноября же началась фаза стремительной девальвации, когда российская валюта за полмесяца потеряла половину своей стоимости. Тогда практически все крупные магазины электроники — «Эльдорадо», Media Markt, «М.Видео» — отчитались о рекордном покупательском спросе на крупную бытовую технику. По интернету бродили легенды о людях, скупавших на последние деньги по 6 телевизоров в надежде потом сбыть их по выгодной цене.
По данным аналитики «Яндекс.Маркета», количество переходов на страницы интернет-магазинов с помощью этого сервиса в начале декабря 2014 года увеличилось в 5,5 раза для покупки холодильников и более чем в 2,5 раза для стиральных машин (данные по сравнению с первой неделей 2014 года). Ритейлеры ответили на ажиотажный спрос резким повышением цен на популярные модели: посудомоечные и стиральные машины подорожали примерно на 50%, телевизоры — почти на 25%.
В этот раз повышение цен на электронику началось в июле, но протекало куда более ровно, и скачкообразного повышения цен в этом сегменте пока нет: с начала лета по середину августа популярные модели холодильников в интернет-магазинах подорожали на 7%, стиральные машины — на 9%, а телевизоры — на 4%. Ажиотажного спроса, как зимой прошлого года, эксперты «Яндекс.Маркета» не отмечают, а цены пока еще не дошли до декабрьских отметок.
Тем не менее прошлогодний сценарий потребительской паники может повториться снова, но уже в меньших масштабах — денег в карманах россиян стало заметно меньше. Декабрьская девальвация стала для населения однозначным сигналом — нужно тратить свои сбережения немедленно или оставаться с обесценившимся рублем. Сейчас, по идее, мы должны видеть нечто похожее, но ресурсов для столь же мощного потребительского рывка у населения уже не осталось.
События декабря, с одной стороны, укрепили кризисоустойчивость граждан, а с другой — лишили многих из них последних накоплений. Именно поэтому сейчас об ажиотаже в обменных пунктах речи не идет, а позволить себе снова ринуться в магазины за холодильниками и телевизорами могут далеко не все.
Однако настоящий рост цен еще только начинается. Дорожать будет все: от лекарств и школьной формы до туристических путевок и мебели. Поставщики и торговые сети пристально следят за рынком и друг за другом, планируя свою ценовую политику на ближайшее время и пересматривая торговые контракты, в которых, как правило, заложен валютный курс, далекий от сегодняшних значений. В условиях высокой волатильности рубля корректировка бизнес-моделей — задача не из простых, но очевидно, что рано или поздно повышения цен избежать не удастся никому. Главная задача для российского сектора торговли и услуг сейчас — сделать этот процесс как можно более плавным, не спугнув окончательно и так переживающего скудные времена российского потребителя.
Но удастся ли российскому рынку избежать осенней потребительской паники?
Справка «Новой» Динамика цен на продукты, бытовую технику и бензин
Росстат отчитался о повышении потребительских цен на 10,6% с начала 2015 года. Сильнее всего подорожали фрукты — на 25,4%. Рыба и морепродукты — на 17,8%. Мясо — на 7%. Овощи — на 5,9%. Молочная продукция — на 4,1%.
По-прежнему растет в цене сахар. По подсчетам службы статистики, в июле килограмм сахара в среднем стоил 51,85 рубля (на треть дороже, чем прошлым летом), а в августе подорожал еще на 4,1%.
Неделей ранее сообщалось, что выросла цена сырого подсолнечного масла — до 57 тысяч рублей за тонну. Это почти вдвое дороже, чем год назад. При этом производство подсолнечного масла, по данным Росстата, за это же время сократилось на 10,5%.
Дорожают рис и гречка. Стоимость тонны риса в конце июля выросла на 3,5 тысячи рублей и составила 39,8 тысячи. Тонна гречки в начале августа подорожала на 1700 рублей и почти достигла отметки в 40 тысяч.
Средняя розничная цена бензина АИ-92, по данным компании «Петрол Плюс Регион», 26 августа составила 34 рубля 07 копеек. Три месяца назад, 26 мая, АИ-92 был ровно на два рубля дешевле.
В эти же дни «Яндекс.Маркет» опубликовал отчет о динамике цен на бытовую технику. Сервис отмечает, что плавный рост цен начался еще в июне-июле. Средняя цена на популярные модели холодильников в интернет-магазинах выросла с начала июня по 23 августа на 7%. Пылесосы подорожали на 10%, стиральные машины — на 9%.
Арнольд Хачатуров
Источник: novayagazeta.ru