В отношениях России и Турции есть серьезные проблемы, которые выйдут наружу в самое ближайшее время. Все началось с картины, возникшей после выборов в Турции, и продолжилось с ростом террористической активности в нашем регионе. Видимо, открытие базы Инджирлик для США и союзников по антиджихадистской коалиции, а также операции, которые Турция начала против Рабочей партии Курдистана (РПК), вызвали беспокойство у России и Ирана. На этом фоне я получил достоверные сведения о том, что сближение Турции с США и фронтом НАТО отразилось на всех сферах отношений с Россией. В том числе и на будущем проекта газопровода «Турецкий поток», который Россия разработала для передачи природного газа в Европу и предложила Турции.
Полагая, что после недавних выборов в Турции позиции действующих властей ослабли, Россия стала переносить торги с Турцией в другую плоскость. Не сдерживая своих обещаний и предъявляя дополнительные требования, Россия идет по пути давления на своих партнеров в Турции. В первую очередь это касается скидки на природный газ, возможность предоставления которой прописана в контрактах. Скидка в размере 10,25% на газ, который покупает BOTAŞ, должна была вступить в силу с начала 2015 года. Именно здесь дела застопорились.
Скидку, предусмотренную договорами в обязательном порядке, Россия предоставила до выборов в Турции. Сейчас же для России это важное средство воздействия на Анкару в «Турецком потоке». В нынешней хаотичной атмосфере она требует от Турции всех необходимых подтверждений по этому проекту. Турция, в свою очередь, предлагает: «Сначала скидка, предусмотренная контрактами, а затем обсуждение деталей по „Турецкому потоку“». Таким образом, энергетические отношения государств зашли в тупик. Отмечается, что это начинает влиять и на другие области двусторонних отношений. Но еще важнее то, что русские, неправильно направив этот процесс, решили перехитрить Турцию. Вернутся ли отношения стран в прежнее русло? Покажет время.
Первый признак раскола последовал от премьер-министра России Дмитрия Медведева. В начале этого месяца Медведев сделал специальное заявление для правительственной египетской газеты El Ahram и, связав удары Турции по позициям РПК в Ираке с действиями Америки в Сирии, усомнился в их легитимности. Именно в эти дни на столы в Турции легли новые предложения России по «Турецкому потоку».
Тем временем в Турции проявились некоторые специалисты в области энергетики, которые искажали сигналы, исходящие от России, и стремились загнать Турцию в угол. Они говорили примерно следующее: «Если Турция не примет предложение русских, мы покроемся льдом».
BOTAŞ может подать в суд на русских
Когда Россия пожелала перевести все в плоскость торга, параллельно с работами над проектом «Турецкий поток» (хотя обсуждение условий шло независимо от проекта строительства трубопровода, и, более того, по действующим контрактам русские должны предоставить скидку), Турция изменила свой взгляд на происходящее.
Турция потребовала применить предоставленную Газпромом скидку 10,25%. А когда от русских последовал ответ «дай дорогу „Турецкому потоку“, и мы введем скидку», это уже нельзя было назвать честной игрой.
И если ранее два этих разных вопроса обсуждались полюбовно, то теперь все иначе. Дошло до того, что турецкая BOTAŞ пригрозила российскому Газпрому арбитражем за несоблюдение контракта в вопросе скидки.
Ведь снизить цену Россия должна была еще в январе 2015 года. И хотя на этот вопрос почти не обращали внимания, когда регион не был охвачен хаосом, а отношения двух стран благоприятно развивались, сейчас сторонам, видимо, не миновать международного суда из-за скидки на природный газ. Каким в таком случае будет будущее «Турецкого потока»? Что сделает Россия?
Природный газ: откуда и куда?
Общая стоимость проекта, который, как ожидается, будет передавать российский газ через Турцию на границу с Грецией, должна, по оценкам, составить около 12,5 миллиарда долларов. Предполагалось, что Россия справится, на политические риски внимания почти не обращали. Сейчас же перед нами совершенно другая картина, и что будет дальше — предсказать невозможно.
Фактически проектом, о котором президент России Владимир Путин объявил в конце 2014 года после встречи с президентом Реджепом Эрдоганом в Анкаре, недоволен западный мир, и прежде всего Америка. Но они не слишком торопились его критиковать. А сообщениям о том, что между сторонами время от времени возникают разногласия, не придавали значения.
Мы уже писали в этой колонке, что для претворения проекта «Турецкого потока» в жизнь Турция должна требовать значительную скидку на природный газ из России. Что еще важнее, скидки в размере 10,25% определенно недостаточно, наши ожидания были на уровне 20%. Затем было объявлено, что скидка на газ — важный фактор начала переговоров по «Турецкому потоку». Но события в регионе, похоже, прервали этот процесс.
Гюнтай Шимшек
Источник: inosmi.ru