Трезвый взгляд против аналитики Зазеркалья

Трезвый взгляд против аналитики Зазеркалья

Вчера совершенно случайно наткнулся на экономические новости по вполне себе государственному каналу «Россия 24». Тема выпуска, разумеется, была в основном посвящена кризису на финансовых рынках. Хватило нескольких минут, чтобы увиденное вызвало ощущение шизофрении в медицинском понимании этого термина. При том, что в последнее время политическое руководство страны уже достаточно регулярно называет все вещи своими именами, экономические и финансовые аналитики упорно продолжают дуть в свою дуду в попытках объяснить происходящее чем угодно, только не истинными причинами. Впрочем, в России сегодня практически не осталось экспертов, думающих собственной головой. Любая аналитика представляет собой точную кальку мнений старших товарищей из Европы и США. А у тех всегда все было бы хорошо, если бы не кто-то извне, спровоцировавший кризис.

В данном случае этим кто-то является Китай, из-за кризиса на фондовом рынке которого начало трясти весь остальной мир. Если брать ситуацию механически и хронологически, то внешне все выглядит именно так. Но так ли обстоит дело на самом деле?
Для начала давайте отвлечемся от всего этого словесного поноса и посмотрим на развитие ситуации в небольшой исторической ретроспективе с начала 2008-го года, то есть с момента предыдущего кризиса.

Темпы роста ВВП в процентах к предыдущему году.

Темпы роста ВВП в процентах к предыдущему году. году.

Годы Китай США Европа (ЕС)
2008 9.6 – 0.3 – 0.8
2009 9.2 – 3.5 – 4.1
2010 10.4 2.4 2.1
2011 9.3 1.8 1.7
2012 7.7 2.3 – 0.3
2013 7.7 2.2 0.1
2014 7.3 2.4 1.4
Итого за период: 79.74 7.37 – 0.4

 

То есть эта простая таблица даже при всех чудесах современной экономической статистики, прекрасно научившейся натягивать сову на глобус, видно, что за семь лет экономика Китая выросла почти вдвое, США показали невнятную динамику в среднем на уровне одного процента в год, а Европа вообще не вышла на уровень докризисного 2007-го года. И ведь это, повторюсь, официальная статистика на уровне «лучших западных стандартов».

Теперь взглянем на динамику фондовых индексов стран за тот же самый период. Ведь нам все время рассказывают, что состояние фондового рынка отражает состояние реальной экономики с поправкой на ожидания инвесторов.

Китайский «Шанхай композит» достиг своего исторического пика незадолго до 2008-го года на уровне 5,955. На 01.01.08 он составлял уже всего 4,383. Упав к 01.10.08 до уровня 1,729, он затем немного скорректировался вверх к 01.07.2009 до уровня 3,412. В дальнейшем индекс показывал на протяжении нескольких лет невнятную вялосползающую вниз динамику к 2,000. Новый старт «в космос» случился лишь в мае прошлого года, когда индекс за всего за 13 месяцев вырос более, чем вдвое и достиг уровня 5,166. Откуда и началось его текущее падение обратно к базовым уровням. Сегодня значение индекса составляет уже всего 2,926.

Таким образом, за семь лет при росте экономики (ВВП) на практически 80% фондовый индекс Китая похудел за то же время на символичные 33,3%. А от уровня минимума прошлого кризиса индекс находится сегодня выше лишь на 52%.

Теперь обратимся к США. Для сравнения выберем наиболее комплексный индекс «S&P 500». После пика в 2007-м на уровне 1,555 к началу 2008-го индекс опустился до 1,380, затем в разгар кризиса к 01.02.2009 упал аж до 734, откуда начал неизменный полет в космос, достигнув в апреле этого года исторических 2,128. Сегодня «под воздействием Китая» индекс упал чуть ниже 1,900 пунктов.

Резюмируем. При росте ВВП за семь лет на семь процентов фондовый наиболее емкий фондовый индекс США увеличился на 38%. сравнению с прошлым минимумом индекс сегодня выше на 157%

А что Европа? Здесь мы даже не будем заморачиваться на совокупном евроиндексе. Возьмем для примера немецкий DAX. Чуть более 8,000 в конце 2007-го; 6,850 на 01.01.2008; 3,844 на минимуме в декабре 2009-го; дальше безостановочный рост до 12,375 в апреле текущего года и спад к 9,980 сейчас.

Таким образом, при близком к нулю, но все же отрицательном росте экономики индекс с минимумов вырос на 222%, за семь лет на 80%, а сегодня выше минимумов на 157%.

Вот такое адекватное соответствие фондовых индексов реальному развитию экономики. Эти цифры прекрасно иллюстрируют, кто именно на самом деле является «слабым звеном».

Если же мы отвлечемся от фантазий финансовых аналитиков, мы прекрасно поймем, что происходит в реальности. А в реальности Китай производит реальные материальные ценности во все возрастающих объемах, тем самым создавая новую реальную денежную массу, обеспеченную материальными активами. А в дальнейшем эта денежная масса перетекает на Запад, оседая в финансовых инструментах этих стран и гарантируя спокойствие на фондовых и долговых рынках. Как только мы это поймем, станет понятным и то, почему именно Китай сегодня «назначен» главным виновником всех бед мировых финансов. Снижение темпов роста его экономики с 9-10-ти до 7-ми процентов в год на фоне тенденции ускорения роста суммарных долгов западных экономик и в первую очередь США действительно создает угрозу для рынков. В какой-то момент (и он уже наступает) новой реальной денежной массы, произведенной Китаем, перестает хватать даже для простого, а не расширенного рефинансирования уже имеющихся долговых обязательств. Чем это грозит, надеюсь, объяснять никому не надо.

Теперь для полного прояснения картины и особенностей происходящего рассмотрим еще один вопрос. Вполне логично предположить, что каждая страна действует исключительно из своих интересов, насколько может себе это позволить. И решает именно реальные стоящие перед ним задачи.

Нас как-то давным-давно приучили тому, что рост фондовых индексов это хорошо и показывает экономическое здоровье страны, а падение плохо и говорит о неблагополучии. Но это иллюзия. Так обстоит дело далеко не для всех.

Например, для США это именно так, поскольку именно от внешних показателей финансовых рынков зависит то, с какой охотой инвесторы понесут свои деньги в трежерис, позволяя и дальше спокойно обслуживать и наращивать государственный долг.

А вот для Китая дело обстоит совершенно иначе. Для правительства этой страны абсолютные показатели фондовых индексов намного менее важны, чем другие задачи. Главных, связанных с фондовым рынком, две. Первая – снизить зависимость национальной экономики от иностранных финансовых спекулянтов, поскольку деньги могут и являются инструментом давления на политику. Вторая – максимально нарастить государственную долю в основных экономических активах для того, чтобы гарантировать им стабильность в неспокойные кризисные времена.

Взглянем, что в контексте этих задач делает сегодня китайское руководство. Во-первых, оно включило режим резкого, но управляемого снижения фондовых индексов (цен акций крупнейших компаний). Управляемость выражается в запрете на продажи со стороны контролируемых государством инвестиционных компаний и банков, как и в запрете на «короткие» (необеспеченные) продажи любыми участниками рынков.

Одновременно власти Китая стимулируют скорейшее падение индексов и цен на заранее намеченные минимумы и не допускают длительных серьезных отскоков, поскольку именно на них традиционно осуществляются массированные продажи иностранными инвесторами. Власти загоняют этих инвесторов в ловушку, когда продажи осуществляются в самые неблагоприятные моменты, чем существенно экономит государственные деньги, идущие на выкуп акций. Китай таким образом «наказывает» западных спекулянтов, пытавшихся воздействовать на его политику через финансовые инструменты. То, что эта политика очень действенна и болезненна для Запада, говорит тот факт, что попытки повлиять на Китай уже перетекли из экономической в террористическую область. Я имею ввиду недавние взрывы в Тянцзине и Цзыбо. Впрочем, Китай наглядно показал, что и на этом языке способен разговаривать на равных.  Встречные взрывы в Техасе, Индиане и недавно на военной американской базе в Японии не оставляют в этом сомнений.

Может показаться странным, но при всех очевидных минусах вполне рационально действует в текущих условиях и правительство России. Задачу контроля финансовых рынков оно решило уже несколько лет назад. Именно потому наши индексы сегодня болтаются практически на месте уже длительное время. Вся активность борьбы перетекла в валютную область. При анализе динамики курса доллара к рублю стоит учитывать следующее. На сломе глобальной экономической модели выигравших абсолютно не будет. Всем придется чем-то жертвовать. Выигравшим будут считаться те, кто вообще выживет и сохранит дееспособность.

В этой связи главным мотивом для государства в его действиях будет сохранение максимальной стабильности и управляемости ситуации при любой ее динамике. А для этого нужны деньги. Не доллары или евро, а самые банальные рубли. Проще всего рубли достаются от продажи накопленной валюты по максимальным ценам. В этом случае потери несут импортеры и граждане, завязанные не работу этих импортеров или активно потребляющие импортные продукты. Да, рост цен (рублевых) неизбежно касается всех. Но при этом государство получает дополнительную рублевую прибыль, что в условиях сокращения налоговых поступлений помогает обходиться без существенного секвестра бюджетов и выполнять основные социальные обязательства перед наименее защищенными слоями населения. Одновременно выигрыш получают и прочно связанные с государством экспортеры, средства которых тоже при необходимости можно волевым порядком направить на погашение основных очагов социальной напряженности.

Да, все это за счет всех остальных, но иного сейчас не дано. Отказ от массированной поддержки рубля за счет оставшихся ЗВР является совершенно правильным в текущей ситуации. Этап роста доллара, обусловленный деглобализацией мировой экономики и возвращением мировых капиталов на историческую родину непродолжителен. Его проще и лучше пережить, максимально сохраняя оперативный простор для действий и накапливая реальные активы (золото), которые пригодятся для выяснение «кто есть кто» уже в самом недалеком будущем.

В заключение хочется пожелать всем смотреть на ситуацию с обычной бытовой точки зрения, меньше обращая внимание на умные речи экспертов. Хотя и винить их не в чем, работа у них такая, пудрить мозги, ничего не объясняя по существу. А бытовой уровень, близкий каждому ничем в сущности не отличается от того, что происходит в макроэкономике целых государств. Если ты хорошо работаешь и  зарабатываешь своим трудом, рано или поздно будешь жить хорошо. Должникам рано или поздно придется за все платить и платить с процентами. Конечно, и на бытовом уровне должник может убить кредитора, чтобы не платить по долгам. Пример Раскольникова и бабки-процентщицы остается актуальным и в наше время. Но вот что-то подсказывает, что ни с Россией, ни с Китаем этот номер уже не пройдет.

Источник: chipstone.livejournal.com

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий