Начало сентября 2015 г. для российской валюты обещает быть трудным
Российский валютный рынок снова испытывает сильные колебания. В понедельник 24 августа официальный курс доллара вырос на 2,62 рубля – до 70,74 рубля, курс евро поднялся на 4,48 рубля – до 81,15 рубля. Максимально евро достигал в ходе торгов рекордного показателя – 83 рубля.
25 августа тенденция развернулась на противоположную: евро упал ниже 79 рублей, а доллар к вечеру опустился ниже 69 рублей. Официальный курс на 26 августа был установлен центробанком в 69,94, а евро 80,72. На 27 августа: 69,31 и 79,72.
Чем объясняются столь резкие колебания стоимости российской валюты?
24 августа мировые рынки были потрясены событиями, которые некоторые наблюдатели охарактеризовали как «черный понедельник». В этот день биржевые индексы Китая упали на 8%, а США – на 3%, причем для Нью-Йоркской биржи это было худшее падение за последние 4 года. Одновременно цена нефти марки Brent опустилась ниже 44 долларов за баррель.
Считается, что к распродаже на бирже привели опасения за экономику Китая и перспективы снижения спроса на черное золото. Помимо этого давление на стоимость нефти продолжает оказывать переизбыток предложения в условиях замедленного роста спроса на энергоносители. Спекулянты ожидают поступления на рынок дополнительных объемов нефти из Ирана, однако в реальности этот процесс начнется не ранее следующего года.
Для России тревога на мировых рынках обернулась очередным падением курса национальной валюты. Однако уже во вторник ситуация изменилась.
Центробанк Китая отреагировал на создавшееся положение, понизив учетную ставку до исторического минимума (4,6%) и одновременно уменьшил норму резервирования для банков. Этими действиями он намерен стимулировать экономическую активность в стране. Это оказало позитивное влияние: китайская биржа возобновила рост. Улучшилась ситуация и на рынках США и ЕС, а нефть снова начала прибавлять в цене.
Дальнейшая ситуация с курсом рубля будет зависеть как от цены нефти, так и от действий Банка России, который до сих пор довольно пассивно наблюдал за происходящим, отправив национальную валюту в «свободное плавание». Между тем, многие экономисты призывают ЦБ повысить ключевую ставку, чтобы сбить спекулятивный ажиотаж.
Но даже в условиях бездействия Банка России ситуация постепенно стабилизируется. Ряд данных указывает на то, что нефть находится близко к низкой точке своего падения, поскольку многие нефтяные компании в таких странах как США, Канада и др. уже работают на грани рентабельности. Падения ниже 35 долларов за баррель WTI (соответственно, примерно 40 долларов Brent) они попросту не выдержат и будут вынуждены сворачивать бизнес.
Страхи по поводу «падения» китайской экономики также, судя по всему, чрезмерно преувеличены. Речь идет не о падении, а скорее о некотором снижении роста – пусть не на 7%, а на 5%, но это по-прежнему рост, а не спад. Как показывает практика, поведение биржи нередко бывает подверженным эмоциональным срывам, причем крупные спекулянты пользуются данными настроениями для того, чтобы заработать на тех, кто поддался панике и начал в спешке распродавать имеющиеся активы.
Похожая ситуация и на российском валютном рынке, который порой весьма эмоционально реагирует на негативные события, однако потом постепенно отыгрывает ситуацию по мере того как настроения успокаиваются. Мы вправе ожидать, что и на сей раз ситуация будет развиваться аналогичным образом. Помимо прочего, поддержку российской валюте будет оказывать наступивший период налоговых платежей.
Вместе с тем, начало сентября 2015 г. для российского рубля обещает быть трудным. В этом месяце ожидаются большие выплаты внешнего долга российскими компаниями и банками (примерно 15 млрд долларов). Отчасти именно закупками валюты для внешних выплат объясняется повышенный спрос в конце августа, который и подтолкнул вниз курс рубля.
В условиях закрытия зарубежных финансовых рынков многие корпорации вынуждены скупать доллары и евро на внутреннем рынке, что оказывает давление на курс рубля. Между тем, в четвертом квартале 2015 г. суммы ежемесячных внешних выплат значительно снизятся, а соответственно, уменьшится и потребность в иностранной валюте.
Павел Захаров
Источник: riss.ru