За первые двадцать дней вступления в силу указа об уничтожении импортных продовольственных товаров в РФ успели утилизировать несколько сотен тонн еды. Как отмечает Россельхознадзор с 6 августа «на утилизацию отправлено 654 тонны продуктов, поставленных с нарушением режима продэмбарго». Большая часть уничтоженных продтоваров – 595 тонн – растительного происхождения. Все остальные – животного.
Отметим, 29 июля президент РФ подписал Указ «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых с целью обеспечения безопасности РФ». В соответствии с документом с 6 августа сельхозпродукция, произведенная в государствах, поддержавших экономические санкции против РФ, запрещена к ввозу в эту страну, и подлежит изъятию и дальнейшему уничтожению. Продовольственное эмбарго распространяется на продукцию из Евросоюза, Америки, Австралии, Канады и Норвегии. К антироссийским санкциям с 3 августа присоединились Исландия, Албания, Лихтенштейн, Черногория, и на особых условиях – Украина.
Что дальше? «Российское политическое руководство вовсе не тронулось умом, когда объявило кампанию «сожги еду». После года продовольственных санкций, которые призваны поставить на колени Запад, Кремлю просто стало понятно – такая политика не дала ожидаемых результатов и нужно что-то делать, – отмечает в своей статье для издания «Хвыля» Сергей Климовский. – Москва, несмотря на усилия, так и не увидела в Европе массовых акций «Продай еду русским убийцам!» – оскорбленное чувство достоинства, мораль, здравый смысл наказанных Москвой европейцев перевесили в них жажду прибыли. В мире не так отреагировали, как ожидали в РФ».
Согласно официальным данным импорт продовольственных товаров в Россию из-за санкций снизился за год на 40 процентов. Однако это без разбивки по группам товаров. «На коленях» оказался не так Запад, как российские граждане, к которым Кремль залез в кошельки. Даже несмотря на санкции, «идеологически чуждая еда» продолжала глубоко проникать в Россию, пишет автор. Вывод понятен: граница не под замком.
Кремль сделал логичный ход, отмечает автор, – стал апеллировать к мнению общества, надеясь сформировать его кампанией «Идейно сожги чуждую еду» и таким способом добиться исполнения собственных распоряжений. От принуждения в Кремле перешли к убеждению, поскольку одно только принуждение очевидного результата не дало, и теперь от импортных товаров призывают отказываться по-советски – то есть добровольно принудительно.
Удастся ли Кремлю такой кампанией добиться собственных целей: сделать санкции явью и довести граждан до состояния биороботов? Такое ощущение, отмечает автор, что ни одна из этих целей полностью достигнута не будет, даже несмотря на то, что «оживившиеся сталинисты пишут доносы на соседей, которые кушают импортных гусей».
Пока мнение общества не на пользу Кремля, отмечает автор. Согласно данным «Левада-центра» 48 процентов российских граждан против уничтожения продовольственных товаров, поддерживают эту затею тоже немало – 40 процентов, 12 процентов россиян еще не определились к какой стороне им примкнуть. При этом поддерживают аутодафе импортной еды именно те, кто эту еду не ел и до этого, а также те, кто при любых обстоятельствах поддерживает Кремль. Таких 17 процентов. Еще 23 процента соглашаются, однако, как с вынужденной политмерой.
С общественным мнением Кремль еще будет иметь проблемы, и с продовольственными товарами тоже, отмечает автор. Что Россию могут на Новый год оставить без главного напитка – шампанского, запретив его ввоз, еще не самое неприятное, пишет Климовский. Голода в будущем году не будет, однако будут проблемы с едой, на это уже указывают «победные» сводки про урожай зерновых. После богатого прошлогоднего урожая – 105,3 миллиона тонн, Алексей Ткачев, министр сельского хозяйства России, весной анонсировал на текущий год тоже 105 миллионов тонн. Недавно Ткачев снизил свой прогноз до «порядка 100 миллионов тонн», однако и их нет.
Волгоградская область вместо ожидаемых 4 миллионов тонн собрала 2,2 миллиона тонн, Саратовская область – 2,5 миллиона вместо 3,5 миллиона тонн, Самарская – немногим более 1 миллиона тонн вместо 2 миллионов. Эти 3 области не добрали 3,8 миллиона тонн плана через засуху. Поскольку помимо этих хлебных областей также от засухи пострадали Забайкальский край, Оренбургская и Иркутская области, Тыва, Калмыкия и Бурятия, то уже очевидно, что озвученных 100 миллионов тонн не будет. Намного реальнее прогноз в 93 миллиона тонн, опубликованный в мае изданием «Ведомости» со ссылкой на американское министерство сельского хозяйства. Заявленные цифры по 3 самым хлебным регионам ¬– Кубани, Ставрополью и Дону на уровне плана – 27 миллионов тонн завышены. Приписки в России никто не отменял, и прошлогодний урожай это демонстрирует. Расхождение между рапортами об «амбарном» и намолоченном зерне существенно отличаются. По Краснодарскому краю заявляли о сборе в 9,1 миллиона тонн, а в элеваторах почему-то оказалось 8 миллионов тонн. По Ростовской области – соотношение – 8,5 и 7,22 миллиона тонн, по Ставрополью – 8,8 и 6,94 миллиона тонн. Теперь во исполнение решений о российской продовольственной безопасности приписки будут намного выше, отмечает автор.
Екатерина Крымская
Источник: profi-forex.org