Портфель временщиков

Портфель временщиков

В Дагестане за 2,5 года ушел в отставку уже третий министр по управлению госимуществом.

Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов освободил от занимаемой должности министра по управлению государственным имуществом Имрана Гусейнова, который занимал этот пост всего 13 месяцев.
 
Предшественники Гусейнова тоже не задерживались в министерском кресле надолго: Зейдула Юзбеков провел в нем полгода, да и Марат Ильясов – немногим больше.
 
При такой министерской чехарде ни о каком наведении порядка в запущенных земельных вопросах, не говоря уже о планомерной подготовке к земельной реформе, в Дагестане говорить не приходится.

Из всех трех руководителей дагестанского Минимущества, сменивших друг друга за последние два с половиной года, Имран Гусейнов был фигурой наименее ангажированной.

Зейдула Юзбеков, которого Гусейнов сменил в июле прошлого года, являлся креатурой Рамазана Абдулатипова: его пригласили из МГУ, где он также занимался управлением имуществом.

До этого, с февраля 2013-го по январь 2014 года, министерство возглавлял Марат Ильясов – выходец из очень влиятельной лакской семьи: его отец Сиражутдин Ильясов на протяжении двух десятилетий руководил Нацбанком Дагестана.

На фоне своих именитых предшественников Имран Гусейнов, долгое время проработавший аудитором Счетной палаты Дагестана, выглядел не слишком приметной – а потому, казалось, оптимальной – фигурой.

По информации дагестанских источников КАВПОЛИТа, глава республики был недоволен скоростью выполнений ряда своих поручений, что и предрешило скорую отставку министра. Кстати, по схожей причине полтора года назад подал в отставку Марат Ильясов, которого глава Дагестана упрекнул в нерасторопности и срыве выполнения поручений.

Непосильная реформа

Скорее всего, причиной недовольства Рамазана Абдулатипова Имраном Гусейновым стал ход реализации земельной реформы, которая была анонсирована в конце марта на втором форуме земледельцев Дагестана. Тогда глава республики заявил буквально следующее: «Я поставил задачу перед правительством в течение трех месяцев подготовить все необходимые документы для проведения земельной реформы в Дагестане»,

Но вопросов, связанных с подготовкой реформы, оказалось столько, что ее реализация могла сдвинуться уже на следующее десятилетие. В середине июня, то есть примерно спустя три месяца после выступления Рамазана Абдулатипова на съезде земледельцев, Имран Гусейнов на пресс-конференции в Махачкале сообщил, что на внедрение реформы может уйти пять-шесть лет – и то без гарантий.

«Я сторонник введения частной собственности на землю, но не сегодня, а постепенно… Мы разрабатываем программу на пять лет, все спорные вопросы в ней прописываем, и только после этого будем говорить – вводить или не вводить», – сказал министр, перечислив при этом массу проблем, с которыми предстоит столкнуться за этот период.

Это и приведение в порядок законодательства, и завершение процедур по разграничению и инвентаризации земель, и введение спутниковой системы управления земельными участками, и (не в последнюю очередь) финансовое обеспечение подготовки к реформе.

На первом же заседании этого совета, которое состоялось 10 июля (через несколько дней после пресс-конференции Имрана Гусейнова), Рамазан Абдулатипов обрушился с критикой на Мингосимущество, заявив, что представленный на рассмотрение проект плана реализации программы земельной реформы никуда не годится, и поручив его доработать.

Свою порцию критики внес и вице-премьер Шарип Шарипов, курирующий сельское хозяйство.

«Главу республики беспокоит, что принимаемые меры по наведению порядка в земельной сфере не адекватны остроте проблемы и значимости земельного вопроса для жизнеобеспечения республики», – заявил он в интервью по итогам заседания Совета по развитию АПК.

По словам Шарипова, на совете был также поставлен ребром вопрос о принудительном изъятии земель у неэффективных пользователей. 

Знаковый претендент

На определение основных задач по проведению земельной реформы в ближайшие три года Рамазан Абдулатипов в июле дал правительству максимально короткое время – всего десять дней. Было ли выполнено это поручение, не сообщалось, однако известно, что Имран Гусейнов планировал уже в сентябре представить весь пакет поправок в земельное законодательство на сессии Народного собрания. Но теперь эта работа будет возложена на другого человека.

После отставки Гусейнова временно исполняющим обязанности главы Минимущества назначен его заместитель Махач Расулов. Однако, по информации КАВПОЛИТа, на должность нового министра сейчас рассматривается кандидатура депутата дагестанского парламента Ханлара Пашабекова, заместителя председателя Комитета по законодательству, законности и государственному строительству. Это – еще одна «знаковая фигура», имеющая отношение к недавним перипетиям борьбы за власть в Дербенте.

Покойный отец депутата Эдисон Пашабеков в свое время был последним председателем горсовета и первым мэром Дербента, а сам Ханлар Пашабеков, утверждают неофициальные источники, в начале этого года рассматривался в качестве кандидата Махачкалы на пост главы дербентской администрации.

В итоге сити-менеджером Дербента стал бывший министр юстиции Дагестана Азади Рагимов, но не исключено, что Ханлару Пашабекову тоже был обещан высокий пост.   

Некоторые источники называют Пашабекова человеком, близким к депутату Госдумы Мураду Гаджиеву, который до избрания в парламент был владельцем Дербентского коньячного комбината, а также наиболее влиятельным лицом в городе – до избрания мэром Дербента Имама Яралиева в 2011 году.

Кроме того, у Ханлара Пашабекова есть давние связи с московским бизнесменом, уроженцем Дербента Артуром Завалуновым, который, по данным портала горских евреев Gorskie.Ru, входит в пятерку наиболее влиятельных представителей этой национальности.

Тем не менее, кто бы ни стал новым министром госимущества Дагестана, главный вопрос, связанный с этим назначением, заключается в том, насколько долго ему удастся продержаться на своем посту.

Учитывая незавидную судьбу трех бывших министров за последние два с половиной года, эта должность кажется фактически «расстрельной». С одной стороны, промедление в реализации земельной реформы почти наверняка вызовет гнев Рамазана Абдулатипова, а с другой, объем проблем, накопившихся в земельно-имущественной сфере Дагестана, таков, что быстрые решения здесь попросту исключены. Поэтому преемнику Имрана Гусейнова предстоит решать, по сути, неразрешимую задачу.

Шамиль Алиев

Источник: kavpolit.com

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий