В России одним из наиболее весомых аргументов, с помощью которых банки пытаются воздействовать на должников, является упоминание о возможной передаче их дел коллекторам. Почему россияне боятся представителей этой профессии? Какими нормативно-правовыми актами регламентируется деятельность по взысканию долгов уполномоченными компаниями, и можно ли ожидать положительных перемен в этой сфере? Обо всем этом – более подробно.
Варианты сотрудничества коллекторских организаций с банками
В нашем государстве существует 2 формы ведения коллекторской деятельности. В первую очередь банки могут привлекать коллекторов к сотрудничеству на основании агентского договора (аутсорсинговая схема). То есть за определенную оплату (обычно – 20-30% от взысканной суммы задолженности) банки нанимают коллекторские фирмы для сбора долгов. Коллекторы выступают от имени банка, а заемщик должен продолжать вносить средства (просроченные платежи по телу кредита, процентам, пени и штрафы) на счета финансовой организации, указанные в кредитном договоре.
Вторым вариантом является продажа банком долгов заемщиков (точнее — прав требования) коллекторской фирме. Тогда коллекторы при взаимодействии с должником действуют от собственного имени, а погашение займа осуществляется на счета, предоставленные новым кредитором – коллекторской компанией. Связь с банком теряется, и по всем вопросом касательно обслуживания долга приходится обращаться к новому взыскателю.
Как известно, в России на данный момент нет действующего закона, который бы регламентировал деятельность коллекторов. Отсутствие нормативной базы приводит к многочисленным нарушениям в сфере взыскания просроченной задолженности. Летом нынешнего года на сайте Роспотребнадзора появилась заметка, в которой говорится о «полукриминальных методах взыскания долгов, которые постоянно используют коллекторы». К сожалению, защитники прав россиян не преувеличивают — далеко не всегда взыскателям удается удерживаться в рамках правового поля: частые жалобы заемщиков и многочисленные судебные прецеденты лишь подтверждают это. Разрешить ситуацию помогло бы принятие закона «О деятельности по взысканию просроченной задолженности», проект которого появился еще в июле 2010 года, но пока нормативный акт не доработан.
Какие нормативные акты используют коллекторы в качестве правовой базы сейчас, и является ли их деятельность в принципе легитимной? Об этом – далее.
Правовая база деятельности: имеют ли коллекторы право взыскивать задолженность?
Многие юристы, которые предлагают свои услуги по «решению конфликтных ситуаций с коллекторами», уверяют, что на данный момент деятельность коллекторских агентств является практически незаконной. В качестве аргументов приводят следующие факты:
- Пункт 51 Постановления Пленума Верховного суда российской Федерации от 28.06.2012 года №17 говорит о том, что передача прав требования по кредитному договору банка другой организации, не имеющей соответствующей лицензии на осуществление банковской деятельности, противоречит закону. Этот же пункт содержит и оговорку: «Если иное не предусмотрено договором». То есть, если в вашем кредитном договоре не указано, что банк имеет право передавать ваш долг для обслуживания сторонним компаниям или продавать его, вы можете обжаловать действия коллекторов в судебном порядке.
- Пункт 11 письма Роспотребнадзора №01/8179-12-32 от 23.07.2012 года говорит об оспоримости норм кредитного договора, предоставляющих кредитору возможность передавать коллекторам право требования по кредитному договору.
Коллекторы же со своей стороны, перечисляя документы, регламентирующие и обосновывающие их деятельность, указывают:
- Гражданский кодекс РФ, в частности ст. 382, в которой речь идет о том, что право требования, принадлежащее кредитору, может быть передано им по договору уступки прав требования третьему лицу. Согласие должника для этого не требуется, однако банк или коллекторы обязаны в письменной форме известить заемщика о том, что его долг фактически продан частной компании.
- Гражданско-процессуальный кодекс.
- Закон «Об исполнительном производстве».
Обратите внимание: в Гражданском кодексе речь идет о правовой основе деятельности коллекторов, заключивших с банком договор уступки прав требования (выкупивших долг). Право банка привлекать коллекторов к взысканию задолженности на основании агентского договора должно быть установлено кредитным договором. В противном случае действия взыскателей незаконны.
Говоря о нормативной базе деятельности коллекторов, нельзя не коснуться проекта закона «О деятельности по взысканию просроченной задолженности» и других нормативных актов, которые уже в скором времени могут повлиять на методы работы коллекторов.
Перспективы развития коллекторской деятельности: взгляд в будущее
Согласно проекту закона «О деятельности по взысканию» (который, к слову, еще не был направлен в Госдуму), взыскатель имеет право устанавливать контакт с должником посредством sms-сообщений, звонков, писем и личных встреч. При этом взыскателю категорически запрещается:
- Размещать на внешней части конверта, адресованного должнику, информацию о наличии у заемщика просрочки.
- Анонимно общаться с должником: коллектор обязан представиться, назвав фамилию, имя, отчество, название коллекторской фирмы и свою должность.
- Беспокоить заемщиков в период с 22.00 до 6.00.
- Слишком часто общаться с заемщиками (более 3-х раз в сутки или более 2-х раз в течение часа).
- Сообщать информацию о просрочке должника третьим лицам (сотрудникам, руководству заемщика, его близким родственникам).
Расширить список запретов для коллекторов может новый закон о Потребительском кредитовании, принятый Госдумой в первом чтении 23 апреля. Должники смогут в одностороннем порядке запрещать коллекторам любые личные контакты с собой (включая звонки и визиты). Взыскателям останется только отправлять заемщикам sms-сообщения (не более 2-х в день – строго в дневное время) и письма. За нарушение запрета на взыскателя может быть наложен штраф в размере от 5 тыс. до 20 тыс. руб., а на коллекторскую компанию, в которой он работает — до 100 тыс. руб.
Несмотря на сопротивление коллекторов, скорее всего до 15 декабря 2013 года закон будет принят, и в скором времени данная норма вступит в силу. На практике это означает, что «телефонный терроризм», «психологический прессинг» и другие противоречащие закону меры воздействия на должников, о которых мы расскажем в следующих статьях, останутся в прошлом.
Источник: youandcredit.ru