Фитнес не по ГОСТу

Фитнес не по ГОСТу

С 2016 года будут введены госстандарты для фитнес-клубов. И хотя опрошенные «Лентой.ру» представители индустрии уверены, что создание ГОСТов для фитнеса — идея очень правильная, вопрос — будут ли они способствовать повышению качества фитнес-услуг — остается открытым.

Горячий сезон

Сети спортивных клубов и фитнес-центры готовятся к осеннему сезону — на него традиционно приходится пик продаж: возвращающиеся из отпусков соотечественники приводят себя в форму после курортных излишеств. По словам представителей индустрии, спад в экономике мало влияет на этот бизнес.

«Количество клиентов существенно увеличилось, — уверяет член Ассоциации профессионалов фитнеса, тренер Эдуард Каневский. — Я это связываю напрямую с кризисом: многие не могут позволить себе купить новую машину или даже съездить в отпуск, поэтому стали тратить деньги на свое здоровье».

Новый виток девальвации тоже тому поспособствует. Во всяком случае осенью 2014 года люди буквально кинулись покупать годовые клубные карты по старым ценам. В отличие от других услуг, фитнес-индустрия продолжает активно развиваться. На рынок выходят все новые игроки. По последним данным, количество фитнес-клубов в России уже превысило 4500, а в одной только Москве их более 750.

Бурный рост этой сферы услуг привлек внимание союза потребителей «Росконтроль», впервые проведшего экспертный обзор столичных фитнес-клубов. «На данный момент ситуация такова, что потребители не знают, чего ждать», — пояснил «Ленте.ру» Александр Борисов, сопредседатель «Росконтроля». По его словам, есть условное деление фитнес-центров на эконом-, бизнес- и премиум-классы, а четких требований к клубам разных категорий, по сути, нет.

К проверке союз потребителей привлек представителей научных учреждений, в том числе Федерального научного центра физической культуры и спорта, а также экспертов фитнес-индустрии. Как сообщили «Ленте.ру» в «Росконтроле», всего было проверено 15 столичных клубов, относящихся к крупнейшим сетям эконом- , бизнес- и премиум-класса. Анализировались техническое оснащение помещений, состояние спортивного оборудования, качество услуг, квалификация персонала, наличие дополнительных услуг. Проверки проходили как открыто, так и в формате «тайного покупателя» — там, где руководство клубов отказывалось пускать представителей общественной организации.

Фото: Wang Zhid / Global Look Опасный спорт

Результаты неутешительны. Эксперты выяснили, что изношенные тренажеры, обшарпанные скамьи и потертые коврики для занятий — практически вариант нормы для клубов экономкласса. Но не только — скамьи в тренажерном зале с порванным покрытием и проблемы с освещением проверяющие обнаружили в одном из клубов, который позиционируется как премиум.

Возникли вопросы и к качеству тренажеров, причем даже в центрах верхней ценовой категории. «Так называемые премиум-клубы часто вкладываются больше в дизайн, чем в закупку качественного оборудования», — говорит Ирина Турчинская, тренер шоу «Взвешенные люди» на канале «СТС» и член экспертной группы «Росконтроля». По ее словам, в погоне за эффектным интерьером такие клубы порой перестают думать о своих клиентах. Например, из-за того, что стены обиты натуральным деревом, работают увлажнители и кондиционеры, посетителям приходится тренироваться в холодном влажном воздухе. «Часто премиальные клубы — это, увы, не место для занятий спортом, а в лучшем случае, место для отдыха и расслабления», — говорит Турчинская.

Еще одна беда — превышение количества посетителей на единицу площади клуба. «Основная проблема большинства «проходимых» клубов в том, что продажа членских карт не прекращается, даже если люди реально стоят в очереди в раздевалку, на тренажер или групповой урок», — уверяет тренер Эдуард Каневский, также принимавший участие в исследовании «Росконтроля».

Логика руководства таких структур понятна, их основная задача — зарабатывать как можно больше денег. Между тем, утверждает член правления «Национального фитнес-сообщества» Елена Дари, в клубах экономкласса соотношение количества владельцев карт и площади не должно превышать 2,5. Например, если площадь клуба — 4000 квадратных метра, у него не может быть больше 10 тысяч посетителей. А в клубе бизнес-класса этот коэффициент равен единице: при той же площади после приобретения 4000 активных посетителей клубу следует прекратить продажу карт. В клубе премиум-класса коэффициент еще ниже — 0,7-0,8.

Фото: Дмитрий Лебедев / «Коммерсантъ»

Но больше всего претензий вызвала квалификация тренерского состава. В экономклубах она крайне низкая. Так, выяснилось, что в одной из известных сетей работают в основном специалисты, окончившие 7-дневные тренерские курсы. Только крупные клубные операторы могут позволить себе нанимать людей с высшим физкультурным образованием и самостоятельно заниматься их подготовкой и повышением квалификации. А программы подготовки специалистов для фитнес-индустрии на базе крупных вузов появились в России лишь в последние несколько лет.

По словам доцента Института туризма, рекреации, реабилитации и фитнеса Ларисы Сидневой, порядка 30 процентов тренеров российских фитнес-клубов не имеет никакого профессионального образования. «В лучшем случае результат недостаточной квалификация персонала — недовольство клиентов, в худшем — травмы, вплоть до летальных исходов», — говорит Александр Алымов, директор по развитию спортивного оборудования Milon. Но привлечь тренера или клуб к ответственности практически невозможно — почти везде при покупке карты клиент расписывается в том, что он сам несет ответственность за состояние своего здоровья.

Индустрия без стандартов

Несмотря на бурное развитие индустрии, никакой сертификации тут не предусмотрено. На российском рынке до сих пор не разработаны требования к фитнес-услугам на государственном уровне.

Существуют лишь строительные нормы и правила (СНиПы) по проектированию и строительству физкультурно-спортивных залов и бассейнов, а также санитарные нормы и правила (СанПиНы) на бассейны и общественные здания и сооружения. Но там обозначены только требования к помещениям, да и разработаны документы были в 1970 годы — то есть они совершенно не приспособлены под задачи фитнес-бизнеса.

Что касается качества, то в настоящее время действуют разработанные еще в 2003 году общие ГОСТы на физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги. Никаких заточенных под специфику фитнеса требований опять же не существует.

В этом году попытку стандартизировать этот вид бизнеса и сформулировать четкие требования к операторам предпринял Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации, который с помощью нескольких организаций разработал новый ГОСТ, распространяющийся именно на фитнес-организации. Там предусмотрены правила к гигиенической и экологической, пожарной безопасности помещений, а также общие требования к оборудованию и персоналу клубов.

Фото: Александр Щербак / «Коммерсантъ»

Документ должен вступить в силу в январе 2016 года, но он уже вызвал бурю недовольства среди операторов рынка. Они уверены: внедрение стандартов вряд ли поспособствует повышению качества обслуживания клиентов. «В разработке этих стандартов не принимали участия ведущие сети фитнес-индустрии: из компаний, перечисленных в разработчиках, — только один несетевой многофункциональный фитнес-клуб, все остальные — консалтинговые компании по оснащению оборудованием и студийные проекты», — говорит директор по развитию World Gym в России Ольга Киселева.

И добавляет, что организация «Национальное фитнес-сообщество», куда входят крупнейшие игроки, уже много лет занимается обсуждением и разработкой стандартов фитнес-индустрии. «Вопрос: почему этих людей не привлекли к разработке документа, больше всего волнующего профессионалов?», — удивляется Ольга Киселева.

В том, что такой состав экспертов мог не учесть все нюансы при разработке госстандартов, уверен и Александр Алымов. «По ГОСТу все фитнес-проекты причесываются под одну гребенку — досугового фитнеса, который у составителей документа почему-то ассоциируется с баней, сауной и чем-то подобным», — говорит эксперт. Например, бурно развивающиеся специализированные фитнес-студии, такие как кроссфит-студии, пилатес-студии, или студии «фитнеса для деловых людей», априори не имеют бассейна, детской игровой комнаты, салона красоты, сауны, а все это — обязательные требования нового ГОСТа. В итоге, считает Алымов, создается бюрократическая система контроля и инструмент коррупции, который в 100 процентах случаев позволит выявить несоответствия фитнес-оператора требованиям вводимых госстандартов.

Плюс ко всему, не решается самый болезненный вопрос — кадровый, поскольку документ не содержит четких и жестких требований к тренерскому составу клубов. «Нужно добиваться обязательной сертификации фитнес-тренеров. Они должны не только иметь высшее физкультурное или медицинское образование, но и регулярно проходить курсы повышения квалификации, только тогда можно говорить о реальных специалистах», — указывает Лариса Сиднева.

Фото: Сергей Михеев / Коммерсантъ

И хотя опрошенные «Лентой.ру» представители индустрии уверены, что создание ГОСТов для фитнеса — идея очень правильная, вопрос — будут ли они способствовать повышению качества фитнес-услуг или станут очередным препоном для организации бизнеса — остается открытым.

«В идеале государству требуется разработать минимальный набор требований, причем с привлечением профессионального сообщества, а за качеством услуг должны уже смотреть общественные организации по защите прав потребителей», — резюмирует Ольга Малыгина, директор Института непрерывного образования работников государственной сферы и бизнеса. К слову, в США действует пять крупных негосударственных структур, сертифицирующих фитнес-клубы по качеству услуг и медицинского сопровождения клиентов. Возможно, в данном случае стоило бы учесть опыт американцев.

 

Источник: lenta.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий