Совместная проверка Счетной палаты РФ и Контрольной палаты Абхазии вновь выявила крупные нарушения.
За последний год новое руководство страны предприняло немало усилий по укреплению финансовой дисциплины в части расходования российских средств, выделяемых республике на восстановление экономики, но они пока не дали значительных результатов, а обратной стороной повышения контроля стала серия атак на абхазский строительный комплекс.
С приветом, ИП «Петров»
Как сообщил на недавнем заседании правительства Абхазии вице-премьер Дмитрий Сериков, общий объем финансовых нарушений, выявленных в 2012-2014 годах, составил 1,62 млрд рублей (в том числе 1,018 млрд нецелевого расходования и 604 млн неэффективного расходования средств). «И это только те средства, которые были выделены Россией», – уточнил зампред правительства.
За эти три года Россия оказывала финансовую помощь Абхазии в рамках сначала Комплексного плана, а затем Инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию страны на общую сумму 15,7 млрд рублей. Таким образом, доля официально выявленных нарушений превысила 10% от этой суммы.
В своем выступлении на заседании правительства Сериков привел ряд примеров неправомерного расходования средств.
В частности, по некоторым объектам на российско-абхазской границе договоры заключались на одну сумму (например, 40 млн рублей), акты закрывались на другую (80 млн), а деньги перечислялись на третью (90 млн). Никакие дополнительные сметы к договорам либо вообще не оформлялись, либо бесследно исчезали.
Схемы вывода средств при этом применялись более чем банальные – с использованием счетов индивидуальных предпринимателей, через которые перечислялись суммы порядка 3-10 млн рублей.
Например, компания «Апсны-теплосервис», сообщил Дмитрий Сериков, осуществляла подобные операции через некое ИП «Петров И.В.». Эта же компания фигурирует в отчете о проверке Контрольной палатой Абхазии, проведенной в министерстве сельского хозяйства страны. Данные этой проверки были направлены в прокуратуру.
Серьезные нарушения обнаружились и в работе других структур абхазского правительства – министерств образования и культуры, управления архитектуры и строительства и др.
Помимо нарушений в документации по конкретным объектам оказалось, что в органах госвласти без согласования с правительством происходит отчуждение имущества с нарушением закона, продаются автомобили по заниженным ценам.
«Нельзя оправдывать безобразия! Это деньги российских налогоплательщиков, и они хотят знать, как тратятся их средства», – не скрывал недовольства премьер-министр Абхазии Артур Миквабия.
Бюджет «по понятиям»
Новые факты крупных нарушений в расходовании российских средств тем более удручают, что проблемы с финансовой дисциплиной в Абхазии давно стали хроническими.
Как говорила в одном из прошлогодних интервью глава Счетной палаты РФ Татьяна Голикова, основной проблемой, с которой пришлось столкнуться на момент признания Россией Абхазии и Южной Осетии, было отсутствие законодательства.
«Бюджетные деньги распределялись “понятийно”, исходя из того, что если не было соответствующей нормы местного закона, то можно было использовать российскую, которая, очевидно, не могла быть применена», – отмечала Голикова. Иными словами, российские средства осваивались весьма «творчески».
Еще в начале 2011 года проверка российской Счетной палаты за предшествующую пару лет выявила нарушения при перечислении и использовании финансовой помощи из РФ почти на 347 млн рублей.
А спустя два года выяснилось, что на 1 ноября 2012 года Комплексный план на 2010-2012 годы был выполнен лишь на 53% (5,76 млрд рублей из 10,22 млрд).
«Низкое выполнение мероприятий Комплексного плана свидетельствует о недостатках планирования мероприятий в части объемов финансирования, сроков исполнения, обоснованности включения и экономической целесообразности их реализации, а также об отсутствии эффективной системы управления финансовыми ресурсами», – говорилось тогда в заключении Счетной палаты.
Кроме того, в этом документе отмечалось, что в Абхазии не применяется конкурсная система размещения государственных заказов, выбор подрядчиков и поставщиков осуществляется государственными заказчиками самостоятельно.
Непрозрачность расходования российских средств была одной из наиболее актуальных тем для абхазской оппозиции при прошлом президенте страны Александре Анквабе, который в мае 2014 года под давлением своих оппонентов был вынужден досрочно сложить полномочия.
А до этого одним из серьезных достижений оппозиции стало претворение в жизнь закона «О Контрольной палате Республики Абхазия». Он был принят в ноябре 2010 года, но только в апреле 2013-го, после очередного оппозиционного митинга, контрольный орган наконец был сформирован.
Проблески финансовой дисциплины
Формально последняя проверка Счетной палаты по большей части относится именно к периоду руководства Анкваба, но едва ли за последний год, уже при новом президенте Рауле Хаджимба, финансовая дисциплина в Абхазии стала лучше. Об этом свидетельствует как минимум такой факт, выявленный проверкой: во многих ведомствах годами не сдавались бухгалтерские балансы.
Вместе с тем за этот год появились вполне убедительные признаки того, что российская сторона не будет мириться с постоянными нарушениями финансовой дисциплины. «Контроль целевого расходования средств со стороны России усилился. Выделяя деньги, российская сторона хочет быть уверена, что они тратятся строго по назначению», – заявил в недавнем интервью Дмитрий Сериков, назначенный в апреле этого года курировать финансово-экономический блок в правительстве страны (до этого он 11 лет проработал в дирекции абхазского оператора сотовой связи «Аквафон-GSM»).
Усиление контроля, в частности, проявилось в том, что все проекты, реализуемые в Абхазии за российский счет, теперь должны проходить экспертизу в Краснодарском крае. «Эти условия нам были поставлены после проверок Счетной палаты. На самом деле – это неудовлетворительная оценка нас с вами, деятельности органов Республики Абхазия», – был вынужден констатировать на последнем заседании правительства страны Артур Миквабия.
О подорванном доверии к проектной документации, подготовленной в Абхазии, не так давно говорил и Дмитрий Сериков. А необходимость прохождения российской экспертизы, в свою очередь, уже дала негативный эффект, поскольку этот процесс занимает больше времени.
Со своей стороны правительство Абхазии, как сообщила на недавнем заседании министр-финансов Амра Кварандзия, приняло решение, что с этого года все строительство ведется исключительно по распоряжению премьер-министра.
По словам главы Минфина, на каждый объект, финансируемый за российский счет, будет открыт отдельный счет, что позволит осваивать средства своевременно. Кроме того, Артур Миквабия заверил, что уже в ближайшее время в правительстве будут созданы рабочие группы по реформированию стандарта бухгалтерского учета и налогового учета.
Не исключено, что все эти меры дадут быстрый результат, как это, если верить российским чиновникам, уже произошло в Южной Осетии, также получающей финансовую помощь из России.
В ноябре прошлого года аудитор Счетной палаты Александр Жданьков, выступая на правительственном часе в Госдуме, сообщил, что результаты последней проверки, проведенной совместно с контрольно-счетной палатой РЮО, показали качественные изменения в использовании российских средств.
Строители в недоумении
Продолжение борьбы за финансовую дисциплину в Абхазии не обещает быть простым, поскольку это серьезно затрагивает интересы строительного комплекса республики – одной из немногих «живых» отраслей абхазской экономики. Еще в апреле в Абхазии был задержан Вадим Матуа, генеральный директор Южной строительной компании, которая в годы президентства Александра Анкваба выполняла ряд крупных подрядов.
Против Матуа было возбуждено уголовное по факту присвоения почти 47 млн рублей при выполнении обязательств по госконтракту на реконструкцию Гудаутской центральной районной больницы, а затем в уклонении от уплаты налогов на сумму 3,5 млн рублей. Однако суд встал на сторону строителей – в конце мая Вадим Матуа и главный бухгалтер его фирмы Тимур Отырба были оправданы за отсутствием состава преступления.
Но на этом нападки на строителей не кончились. По имеющимся данным, результаты последней проверки Счетной палаты стали известны еще в мае, хотя информация о новой серии нарушений появилась в широком доступе только сейчас.
Этому предшествовала массированная информационная кампания в местных СМИ, призванная продемонстрировать серьезные проблемы с качеством объектов, построенных или реконструированных за российский счет. В числе таких объектов были названы Государственный музея боевой славы им. В.Г. Ардзинба, Абхазский государственный музей, Абхазский драматический театр им. С. Чанба, туберкулезный диспансер и психиатрическая больница в Гулрыпшском районе, новый стадион в центре Сухума и т.д.
После серии критических материалов строителям пришлось давать ряд опровержений в прессе.
«Такое масштабное строительство за послевоенный период в нашей стране осуществлялось впервые, – заявил в частности заместитель начальника управления капитального строительства Абхазии Руслан Тванба. – Нами был проделан колоссальный объем работы за это время.
Несмотря на трудности в процессе строительства, мы можем с уверенностью сказать, что построили объекты, отвечающие существующим строительным нормам и правилам. Большинство из них принято и сдано в эксплуатацию Госкомиссией, назначенной действующей властью.
Мы не исключаем, что в нашей работе могли быть и некоторые огрехи. Но полностью перечеркивать сделанное нами тоже не следует. Такое негативное отношение к строителям, которое сейчас имеет место, вызывает недоумение».
Сергей Танакян
Источник: kavpolit.com