Проект по созданию железнодорожного сообщения Иран-Армения не имеет никакой эффективности, заявил президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин, отвечая на вопрос о целесообразности строительства этой железнодорожной магистрали. По сообщению АрмИнфо, глава РЖД выразил уверенность в том, что этот проект не имеет перспектив — «это как прорубить в стене окно в никуда: в стену соседнего дома».
Примечательно, что Владимир Якунин в 2012 году заявлял, что программа строительства железной дороги Иран-Армения имеет реальную основу. «Мы работаем в этом направлении, однако его реализация уже из сферы межгосударственных отношений и не зависит только от нас», — заявил Якунин 16 февраля 2012 года в Ереване.
Известно также, что начиная с 2010 года компания «Российские железные дороги» составляла проект технического задания железной дороги Иран-Армения, и, как тогда заявлял генеральный директор компании «Южно-Кавказская железная дорога» Шевкет Шайдуллин, действующая в Москве компания «Гипротранспроект» также будет разрабатывать технико-экономическое обоснование железной дороги Иран-Армения.
По оценке европейских экспертов, строительство железной дороги обойдется в 4 миллиарда долларов. Между тем, по оценкам армянского проектного института, выходит гораздо более скромная сумма: стоимость всего строительства оценивается в 1,8 миллиарда долларов.
Независимые эксперты не раз ставили под сомнение реализацию данного проекта, заявляя, что его невозможно осуществить даже при самом большом желании. При этом не ясен также коммерческий смысл строительства железной дороги между Ираном и Арменией.
Согласно концессионному договору, заключенному в январе 2013 года между правительством Армении и зарегистрированной в Объединенных Арабских Эмиратах инвестиционной компанией «Расиа ФЗЭ», компания обязалась на свои средства изучить возможность строительства армяно-иранской железной дороги, построить ее, после чего ей будет принадлежать право на эксплуатацию железной дороги в течение 30 лет. Как в феврале 2014 года заявил президент «Расиа ФЗЭ» Джозеф Борковский, компания уже потратила $15 млн на подготовку проекта железной дороги Иран-Армения. Несмотря на это, компания не имеет офиса в Армении, у «Расиа ФЗЭ» даже нет сайта. По сообщению Боркосвкого, протяженность железной дороги должна была составить 304.7 км, из которых 102.4 км это туннели, 19.6 км — мосты, а стоимость строительства — $3.2 млрд.
22 декабря 2014 года директор «Южно-Кавказская железная дорога» (ЮКЖД) Виктор Ребец сказал, что, согласно трехстороннему соглашению, подписанному ЮКЖД с Министерством транспорта и связи Армении и компанией «Расиа ФЗЭ», ЮКЖД принадлежит приоритетное право строительства армяно-российской железной дороги.
В декабре прошлого года министр транспорта и связи Армении Гагик Бегларян сообщил, что инвестиционная компания «Расиа ФЗЭ» обязалась до марта 2016 года представить «окончательный проект строительства железной дороги» и что стоимость строительства этой железной дороги на территории Армении оценивается примерно в 3 млрд долларов.
Заявление Якунина о том, что проект не имеет перспектив, фактически подтверждает мнение независимых экспертов и ставит крест на проекте по созданию железнодорожного сообщения между Арменией и Ираном.
В октябре 2008 года на внеочередном заседании Национального Собрания, обращаясь с посланием к народу и парламенту, президент Армении Серж Саргсян заявил, что в ближайшие годы начнется строительство железной дороги Иран-Армения. До сих пор непонятно, на основании чего президент Армении сделал заявление о начале строительства, примерная стоимость которого в два раза превышает бюджет Армении.
Источник: regnum.ru