Начало лета для рубля не задалось. Укреплявшаяся половину зимы и всю весну российская национальная валюта вдруг резко развернулась и начала падать. Доллар, не без труда удерживавший в конце мая “круглый” 50-рублевый рубеж, на излете первой рабочей недели лета взял (пусть и ненадолго) отметку в 57 рублей. Единая европейская валюта преодолела 63 рубля.
Получилось резковато, но отнюдь не неожиданно. Можно, конечно, списывать падение рубля на влияние сразу нескольких негативных факторов, повлиявших на состояние валютного рынка в первые дни июня. Это и очередное обострение ситуации на востоке Украины – главный повод для распродажи рубля. Падение нефтяных цен – стоимость барреля с почти 70 долларов снизилась до 62 долларов. И продолжение затянувшейся греческой драмы, превращающейся в комедию. И неожиданно плохие данные за апрель, свидетельствующие о том, что российская экономика не только не начала восстанавливаться, но, напротив, ускорила падение.
Однако эти риски давно довлели над рублем, их было слишком много, и реализация любого из них должна была привести к развороту тенденции на валютном рынке, пусть не такому резкому, но неизбежному. Хотя бы потому, что дорогой и продолжающий дорожать рубль в настоящий момент в стране никому (кроме тех, кто живет на рублевую зарплату) не нужен. Ни правительству, у которого при 50 рублях за доллар трещит бюджет: в него-то заложены 60 рублей. Ни Сечину с Миллером и прочим экспортерам сырья, у которых доходы валютные, а издержки – рублевые. А главное, дорожающий рубль каждой отвоеванной у доллара копейкой, посягал на голубую мечту об импортозамещении, разрушал надежды, возлагавшиеся на шоковую терапию.
Так что Банк России, в конце прошлого года ушедший, громко хлопнув дверью, с валютного рынка, в мае на него вернулся. Теперь уже с “плановыми покупками” валюты на 100-200 миллионов долларов в день. Валютные интервенции Центробанка, который пытается остановить обвал национальной валюты, не всегда успешны, а вот противодействовать “укреплению” бумаги, которую имеешь возможность печатать в неограниченных количествах, проще. Интервенции ЦБ свидетельствуют, сколь критичным для властей было дальнейшее укрепление рубля. Ведь гораздо проще и логичнее дождаться середины июня и на заседании Совета директоров ЦБ снизить ставку рефинансирования чуть более агрессивно, чем планировалось. По крайней мере, это удешевило бы кредиты для российского бизнеса и населения, а заодно сделало бы игру на разнице ставок куда менее интересной для спекулянтов. Однако “мегарегулятор” под мудрым руководством Эльвиры Набиуллиной предпочел пойти иным путем. Теперь весь вопрос в том, удастся ли загнать обратно в бутылку вновь выпущенного из нее джинна девальвации и удержать доллар в коридоре между 55 и 60 рублями.
Больше всего это зависит от ситуации на востоке Украины. Возобновление полномасштабных боевых действий и введение новых санкций против российской экономики чреваты новыми потрясениями, вроде тех, что мы пережили в октябре-январе. Но даже если режим перемирия сохранится, июнь для рубля обещает быть непростым. В середине месяца, с разницей в один день, состоятся заседания Совета директоров Банка России и Комитета по открытым рынкам ФРС. Российский ЦБ просто обязан снизить ставку, иначе Набиуллиной, на которую в последние месяцы со всех сторон оказывается мощное давление, в кресле председателя Банка России не досидеть и до конца июня. От того, насколько агрессивно будет снижена ставка в России, зависят темпы снижения курса рубля.
От ФРС же давно ждут определенности с началом ужесточения денежно-кредитной политики, и в преддверии заседания американского ЦБ многие предпочтут покупать доллары. Так что следующую атаку на российскую валюту можно ожидать уже 13-15 июня. Дальше возможна короткая передышка, а в конце месяца – новые испытания. Во-первых, Греция, у которой нет ни денег, ни желания соглашаться на условия кредиторов, с высокой долей вероятности объявит дефолт по выплатам МВФ, что еще подогреет скупку долларов в мире. Укрепление доллара практически всегда означает падение цен на нефть. Во-вторых, на конец июня назначено снятие международных санкций с Ирана, который уже заявил о готовности нарастить добычу и экспорт нефти.
Понятно, что ни один из перечисленных факторов риска для рубля может не сработать: греки волшебным образом найдут деньги и заплатят по кредиту, американцы объявят, что передумали повышать ставки, иранцы сорвут подписание соглашения, российская экономика воспрянет в блеске импортозамещения, а Путин лично привезет в Киев закованных в наручники лидеров сепаратистов из ДНР-ЛНР. И тогда никакие “плановые покупки” ЦБ не помешают доллару вернуться ниже к отметке 50 рублей. Однако что-то подсказывает: вероятность увидеть американскую валюту по цене дороже 60 рублей – несколько выше.
Максим Блант
Источник: svoboda.org