В стране долг по зарплате на апрель месяц составил около 3 миллиардов рублей. Эти цифры приблизительные. Работодатели не спешат в соответствующие органы с докладом о долгах по заработной плате. Работники тоже пережидают, хозяева их кормят завтраками. Завтра, послезавтра, ждите, расплатимся. Идти в суд, это все равно, что написать заявление на увольнение по собственному желанию, начальники не простят, не дадут после работать. Куда людям податься? С работой напряг, кругом идут сокращения. Вот и работают люди на голодный желудок. Так что в России наберется таких обворованных и обездоленных тысяч двести, а то и больше.
Многие работодатели только претворяются бедными, они привыкли воровать у ближнего, то есть у своего работника. Начисляют за труд мизер, да и тот не хотят отдавать, уводят деньги на таинственные счета.
Директор крупной Нижневартовской фирмы ЗАО «Ойлсервис» полгода не выплачивал заработную плату своим сотрудникам. Работники обратились в суд. Выяснилось, что деньги у предприятия были, но их прямой наводкой переправляли на счет другой организации, директором, которой являлся все тот же директор. Деньги работникам со скандалом выплатили. За такие проделки полагается срок. Но у нас ограниваются, обычно, небольшим штрафом.
Или вот ещё один пример, работникам костромского ООО «Теплоагрегат» зарплату рабочим не платили. Вместе с тем в фирму поступали платежи. Вопрос поднимался и на уровне администрации области. Никакого результата. Рабочие боялись подавать в суд. Только один отважился. Суд он выиграл, но и после этого дирекция не спешила отдать ему долг. Выплати смельчаку, тогда и другой народ зашевелится.
О проблемах с долгами по зарплате газеты, информационные агентства не спешат говорить. Прорвало вот только на строительстве космодрома Восточный. Строители из «Тихоокеанской моторостроительной компании» (ТМК) долго терпели беспредел, наконец, яркой краской двухметровыми буквами написали на крышах жилых вагончиков послание к президенту «Уважаемый Путин В.В.! Спаси рабочих! Хотим работать! 4 месяца без зарплаты!»
Это послание сфотографировали с вышки. Оно попало в интернет. После этого строителей с горячим словом допустили на прямую линию для разговора с президентом. Им стали не торопливо гасить долги.
Ранее строители космодрома объявляли забастовки, голодовки, писали письма на бумаге Путину, Шувалову, губернатору Миклашевскому, прокурору Приморского крае. На бумаге нынешние чиновники, очевидно, плохо читают, работники решили написать на крыше, чтобы с неба было видно.
Куда же пропадали деньги, которые государство выделило строителям звездного объекта? Менеджеры находят им место. Вот, например, замглавы «Дальспецстроя» Дмитрий Савин, устроил к себе в помощники свою жену, определил ей оклад в 800 тысяч рублей в месяц. Когда этот кадровый маневр вскрылся, Рагозин рекомендовал уволить такого начальника, который осчастливил свою подругу за государственный счет.
Когда в конце прошлого года, нынешний директор ТМК Игорь Нестеренко приступил к исполнению своих обязанностей, долги компании уже составляли 6 миллиардов рублей. Бывший директор Виктор Гребнев жил не по средствам. Брал кредиты для компании, которые часто уходили не по назначению. Построил на скале дворец. Внутри этой скалы из дворца ходит лифт, который спускает хозяина на лазурный берег, где находится яхта, которую предприятие купило за 120 миллионов рублей. Купили, якобы для того, чтобы катать гостей саммита АТЭС. Кто заставлял компанию заниматься этим? Им нужно было строить объекты, а не быть массовиками затейниками. Эти развлечения шли за счет зарплат рабочих. Только стоянка яхты у причала, теперь обходится в 60 тысяч рублей в месяц. Помимо того, компания содержит заместителя генерального директора по флоту. Капитана, его помощника и ещё десять рядовых матросов.
Очевидно, Гребнев успел покатать на яхте нужных людей. И вместо директора какой-то компании, ему доверили департамент промышленности и транспорта всего Приморского края. Но после скандала на строительстве космодрома, следователи решили спросить Гребнева, за чей счет он шиковал до этого времени.
Безобразия на строительство космодрома привлекло внимание самого президента, но такой порядок укоренился по всей стране. Вот, например, совсем рядом с Восточным, в Благовещенске, много лет трудилась на стройке машинистом башенного крана Ирина Могилатова. О ней писали в газете, как о хорошем работнике. Смелая женщина, возводят девятиэтажный дом, а кабина крана на этаж выше, настигал Ирину на такой высоте и настоящий шторм. И вот сейчас она почувствовала цену этого уважение к себе, к своей профессии. Уже 4 месяца ей не платят зарплату. Она даже не знает, сколько ей задолжали. Обратилась в офис, а там ничего не говорят. Напросилась на прием к генеральному, тот остановил её у порога: «Вы чего сюда пришли». Закрыла дверь кабинета и написала заявление, что приостанавливает работу до выплаты заработной платы. Её поддержали ещё несколько строителей. Вскоре смельчаки получили уведомление о сокращение. Ирина обзвонила несколько фирм, нигде крановщики не требуются. В её дом пришла беда, денег нет даже на еду. К тому же на ней висит кредит, который она брала на учебу дочери. На нервной почве случился гипертонический криз, врач выписал лекарства, а ей не на что его выкупить.
Обратились в областную инспекцию по труду. Компанию обязали выплатить зарплату. Но постановления этой конторы носят рекомендательный характер, руководству предприятия эти предписание до лампочки. А сама организация, как лишняя спица в колесе нашей бюрократической колеснице. Тогда Ирина с напарницей подали жалобу в прокуратуру. Пришел ответ, связи с тем, что организация не представила все документы, прокурор увеличил срок рассмотрение заявления ещё на 30 дней.
Куда податься таким людям, как Ирина Могилатова, кто их защитит? Таких несчастных в стране, как я говорил в начале, не меньше двухсот тысяч человек. Вот завод «ВКМ-Сталь» из Саранска. Здесь уже несколько месяцев не выплачивают зарплату. Жена одного из работников говорит корреспонденту: « Я сижу дома с двумя детьми, работает у нас только один муж. Несколько месяцев зарплату не платили. Наконец, муж принес домой пять тысяч, за ноябрь месяц прошлого года».
Не лучше судьба и у Николая Шибанова с уральского завода ЗАО « Энергомаш – Сысерть Уралгидромаш», он фактически полгода семьей живут на пенсию жены. Да ещё нужно было выплачивать ипотеку, а это 10 тысяч в месяц.
Долг по зарплате на предприятие составил 68 миллионов рублей. Работники написали коллективное письмо в прокуратуру, прекратили выход на работу. Их пытались уговорить. Люди перестали верить словам, потребовали письменного обязательства. Только тогда им начали гасить задолженность по зарплате.
«Если ты задерживаешь платежи в банке,- говорит Николай Шибанов, или коммунальные услуги, тебе накручивают огромные пени. Но если задерживают зарплату, компенсации, которые мы в итоге получаем, просто смешные».
«Нет никакой ответственности за невыплату зарплаты, – говорит председатель Московской федерации профсоюзов Сергей Чернов. – За несвоевременную выплаты начисляются штрафы, но это минимальный процент от месячной зарплаты человека. В то же время в западноевропейских странах существует практика, когда работник может потребовать от работодателя выплаты компенсации за задержку зарплаты более 90 дней в размере банковского процента или даже 60 процентов от суммы задолженности».
Действительно, когда в долгу оказывается простой гражданин, тут у хозяев большие возможности. Вот, например, как выбивают долги с должников в коммунальной сфере. Должникам коммунальщики имеют право поставить заглушки на канализацию, лишая возможности неплательщика пользоваться не только водоснабжением, но и санузлом. Страдает от этого не только сам неплательщик, но его соседи, весь подъезд дома. И все это в нормах закона. Вот бы директорам, которые не платят зарплату работникам, разрешили бы ставить такие заглушки, сразу бы они с долгами расплатились.
Банкам тоже разрешают пользоваться варварскими способами. Потерял человек работу или зарплату не платят, а за взятый кредит каждый месяц отсчитывай. Тут уж закон строгий, задержался с выплатой, банк подключает коллекторное агентство. Начинаются ночные звонки: «Отдай долг, иначе спать не дадим. Доберемся до детей». Накаченные парни с бейсбольными битами рвутся в квартиру. Кричат, отдай долг, иначе хуже будет.
Как же, могут защитить себя работники, которые трудятся, но им не платят за сделанное? Тут уже каждый работник, хотя на предприятие не платят зарплату целому коллективу, должен добиваться своей зарплаты в одиночку. Заместитель директора Спецстроя России Александр Мордовец заявил, что голодовки рабочих из-за невыплаты зарплаты на космодроме Восточный, несанкционированные забастовки, звонки в СМИ, это нецивилизованный подход. До сих пор не поступило ни одного иска в суд от работников. Даже не все работники написали обращение в трудовую инспекцию. По словам руководителя, специалисты оперативного штаба Спецстроя России по строительству Восточного буквально отводят работников к трудовым инспекторам, где уже оформляют необходимые документы.
Мне удалось поговорить с председателем профкома Вологодского машиностроительного завода, Стуканцевой Ольгой Владимировной. На этом заводе работники зарплаты давно не видели. Настоящие рабы, трудятся, а им не платят. Рабов хотя бы кормят, а здесь и этого нет. Решил профсоюз, вступить с администрацией предприятия в коллективный трудовой спор, чтобы искать решение проблемы вместе. Если переговоры ни к чему не приведут, решать вопрос силой, объявить забастовку. К сожалению, департамент труда Вологодской области требование по выплате зарплаты на машиностроительном заводе не считает коллективным трудовым спором. Заявляют, что существует множество индивидуальных трудовых споров. И чиновники правы, такой у нас смешной трудовой кодекс. Зарплату никому на предприятие не платят, но каждый должен бороться за это в одиночку.
В конце концов, без всяких трудовых споров, коллектив пошел толпой к администрации области, а Стуканцеву обвинили в том, что она этот поход организовала. Шла не сзади, а в первом ряду.
Многое нужно изменить в наших трудовых отношениях, чтобы защитить права работника. Об этом задумались даже чиновники. На костромском заводе «Стромнефтемаш» уволили работников, но уволенные не могут получить долги по зарплате. Долго разбирались с этой проблемой в администрации губернатора и решили выйти с законодательной инициативой. Они призывают создать гарантийный фонд заработной платы. Это механизм защиты рабочих, которым задерживают зарплату. При возникновении задержки выплаты зарплаты на каком-то предприятии, задолженность перед работниками, может быть, погашена из этого аварийного фонда. Его можно наполнять как из государственной казны, так и из вносов работодателей. Вернуть средства обратно в фонд должен работодатель, в том числе и за счет реализации имущества. Если государство не может оптимизировать трудовое законодательство, то не отдельный рабочий, а армия чиновников должна включиться в борьбу, выбивать у работодателей долги, ставить директорам заглушки.
Альберт Сперанский
Источник: forum-msk.org