Горячей темой уикенда стали спекуляции относительно вероятного развертывания крылатых и баллистических ракет США на базах в Европе, озвученные министром обороны Эштоном Картером. Что характерно, шеф Пентагона указал, что новые системы могут быть предназначены для «превентивного уничтожения систем вооружения России». То есть для первого удара.
Комментариев от западноевропейских коллег пока не последовало – очевидно, они находятся в некотором ступоре, и переваривают ЦУ Вашингтона вернуться к статус-кво 30-летней давности, когда в Германии, Великобритании, Нидерландах и Бельгии дислоцировалось 448 крылатых ракет наземного базирования BGM-109G Gryphon (сухопутный вариант ракеты Tomahawk) дальностью действия 2500 км и 108 баллистических ракет MGM-31C Pershing II радиусом действия 1750 км. Тогда размещение ракет в сердце Старого Света вызвало невиданный политический резонанс, приведя к массовому антивоенному движению. По договору США и СССР к 1989 г. ракеты были демонтированы.
Зато с энтузиазмом откликнулся командующий Национальных Вооруженных Сил Латвии Раймондс Граубе: по его мнению, идея Картера «совершенно нормальна», и представляет собой ответ на развертывание в западных регионах России – Калининградской, Ленинградской и Псковской областях – тактических ракет «Искандер». Дескать, почему РФ можно, а США нельзя?
Но тут со стороны латышского генерала происходит двоякая подмена понятий. Москва ставит ракеты НА СВОЕЙ территории, американцы предполагают сделать это НА ЧУЖОЙ земле. Достаточно циничный ход – разместить оружие первого удара у партнеров по НАТО, дабы в случае чего те стали бы мишенью. Не обязательно, кстати, ракет – по советской военной доктрине войска спецназа как раз и были заточены на уничтожение ракет противника в Западной Европе на их стартовых позициях, причем до начала военных действий. Так что концепция «превентивности» может выйти боком.
Второе сознательное (или из-за непрофессионализма, ракет-то в ЛР нема) передергивание главкома Граубе – это то, что он ставит на одну доску тактические ракеты 9К720 «Искандер-М» (в натовской номенклатуре SS-26 Stone) радиусом действия 500 км и несоизмеримо более дальнобойные американские изделия.
Так, модификации крылатых ракет для надводных и подводных кораблей RGM/UGM-109У Tactical Tomahawk, выпускаемые с 2004 года, имеют, соответственно, дальность 1600/2400 км.
Несоизмеримо и количество произведенных ракет – с 1983 г. США выпустили более 7300 единиц. Причем с 2007 г. американским вооруженным силам ежегодно поставляется по 440 ракет. То есть, за год производится столько же, сколько было во всей Западной Европе в разгар «холодной войны»!
Американцы являются также непревзойденными мастерами применения крылатых ракет в реальных боевых действиях. Так, в ходе войны в Персидском заливе в 1991 г. была выпущена 291 ракета; во время операции Desert Fox против Ирака в 1998 г. – 370, в войне против Югославии в 1999 г. – уже 700. Динамика налицо.
Вопрос лишь в том, насколько США действительно готовы размещать крылатые ракеты на землях Восточной Европы (то, что Западная на это второй раз не подпишется – к гадалке не ходи)? Да, установленные в Польше или Латвии «Томагавки» были бы ближе к жизненным центрам РФ. Но, в свою очередь, они также оказались бы уязвимее. К тому же, данный ход имел бы крайне негативные внутриполитические последствия для руководств «принимающих» стран.
С другой стороны, зачем американцам городить ракетный огород, когда у них и так все здорово. К примеру, атомные подводные лодки типа Ohio (их 4) несут по 154 крылатых ракеты каждая. На ударном варианте одного эскадренного миноносца Arleigh Burke (их 61) – 56 крылатых ракет.
Кроме этого ведь есть еще и крылатые ракеты AGM-86C. Их производят с 1996 г. для стратегических бомбардировщиков B-52H. Ракета имеет дальность 1200 км. Самолет может нести 20 ракет. В настоящее время в ВВС США 96 таких бомбардировщиков, 3 из них и только что были переброшены на базу в Великобританию для участия в маневрах Saber Strike, значительная часть которых проходит как раз в Латвии. Пентагон позиционировал этот перелет как «способность США проецировать свои возможности по нанесению гибких, сверхдальних глобальных ударов».
Таким образом, можно с уверенностью сделать вывод, что крылатые ракеты на сухопутных базах – это для американцев «пятое колесо». США и в настоящее время располагают ресурсом для нанесения массированного, парализующего неядерного удара по территории РФ с моря и воздуха. Единственное, что их сдерживает, это российская ядерная триада, основа которой межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования. Ну и отсутствие политической воли, разумеется. Ведь не зря Путин назвал возможность широкомасштабной войны России и Запада «сном больного человека». К счастью, генералы и адмиралы в США пока что не правят.
Но, впрочем, попортить нервы Москве, спровоцировав ее на неадекватные шаги, они могут. И одним из таких информационных вбросов как раз и является ракетный блеф июня 2015 года.
Николай Кабанов
Источник: ru.bb.vesti.lv