Смешная история произошла на Кубе – туда вначале пригласили китайских военных моряков, чтобы американцам пистон вставить. А потом выгнали, чтобы с американцами подружиться.
Короче, еще в 2012 году, как сообщила токийская печать, Гавана сама предложила Пекину наладить широкие контакты по линии ВМС. Революционные братья Кастро считали это средством обеспечения безопасности Кубы, которая, как известно, тогда находилась в жесткой конфронтации со своим гигантским соседом США. Гавана скромно рассчитывала и на некоторые финансовые вливания от богатых китайских товарищей, союзников по делу социализма. Конкретно речь шла о регулярных заходах кораблей ВМС КНР, о проведении в Карибском море совместных учений. Пекин идею горячо поддержал – ему, как и Советскому Союзу времен Никиты Хрущева, очень понравилась перспектива получить себе военные объекты прямо под носом у ошеломленных американцев.
Проект стал приобретать вполне конкретные очертания в июле прошлого года, когда изнемогавший от бедности Остров Свободы посетил председатель КНР Си Цзиньпин. Были подтверждены договоренности о заходах на Кубу китайских кораблей. Как утверждается, началась проработка вопроса о постоянном базировании там ракетного эсминца ВМС КНР. Вначале вроде бы одного, типа символически. Резко нарастало и экономическое присутствие Пекина на Кубе – китайские компании, например, строят там контейнерный порт, пытались расширять другие инвестиции.
Однако с военными связями произошел облом: во второй половине прошлого года Гавана начала вначале тайные, а потом и явные контакты с США о нормализации отношений, что сулит стране огромные экономические выгоды. Судя по всему, именно тогда американцы в доходчивой форме уведомили, что не желают видеть китайские корабли у своих берегов. Гавана послушалась и без особых реверансов проинформировала Пекин о том, что все договоренности о контактах по военно-морской линии аннулируются.
Японские источники уверяют, что такое непостоянство вызвало взрыв бешенства в руководстве Китая: говорят, что Си Цзиньпин в сердцах на соответствующем совещании обронил, что из иностранных партнеров Пекин пока не подводили только пакистанцы. Однако КНР, тем не менее, не оставляет массированные попытки укрепиться в Латинской Америке. Судя по всему, она рассматривает их в том числе и как часть давления на Вашингтон, которого Пекин в качестве своей долговременной стратегической задачи хотел бы несколько ограничить в свободе действий в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В прошлом году помимо Кубы председатель Си Цзиньпин побывал также в Бразилии и Аргентине. В нынешнем году активная дипломатия больших визитов продолжилась – отвечающий за экономику премьер Госсовета КНР Ли Кэцян только что в мае посетил ту же Бразилию, а также Колумбию, Перу и Чили. Эти четыре страны Пекин считает ключевыми опорными точками в своей стратегии проникновения в Латинскую Америку.
Результаты этого вояжа впечатляют: по данным китайских источников, товарищ Ли согласовал в четырех странах различные проекты с инвестициями на 100 миллиардов долларов. Однако самой захватывающей частью договоренностей стало решение начать проработку головокружительного проекта сооружения первой в истории Трансамериканской железной дороги от атлантического побережья Бразилии до тихоокеанского побережья Перу.
Эта трасса длиной около 5300 километров должна пройти через джунгли Амазонии и высоченные Анды, а общие расходы на строительство магистрали оцениваются в сумму более 10 миллиардов долларов. Помимо колоссального экономического значения проект имеет отчетливую стратегическую направленность – он лишает США транспортной монополии на соединение зоны Атлантического океана с бурно развивающимся Азиатско-Тихоокеанским регионом, мотором мировой экономики. Пока их связывает в основном только Панамский канал, находящийся под контролем американцев. Строительство железной дороги из Бразилии в Перу по китайскому проекту и на китайские деньги станет мощной транспортной альтернативой и, по замыслу Пекина, приведет к сокращению глобального влияния США.
Похожую цель преследует и еще одно начинание – начавшееся в декабре прошлого года строительство судоходного канала из Тихого океана в Атлантический, который по инициативе китайского миллиардера Ван Цзиня должен пройти по территории полуголодной Никарагуа, где у власти находится бывший красный партизан Даниэль Ортега, большой друг Советского Союза. Некоторые японские эксперты уверяют, что неожиданное решение президента Барака Обамы начать процесс нормализации отношений с Гаваной было связано именно с этим первым стратегическим прорывом Пекина в Центральную Америку. Вашингтону, как утверждается, очень не улыбалась перспектива распространения стабильного китайского контроля не только на левую Никарагуа, но и на коммунистическую Кубу братьев Кастро.
Контракт века на сооружение соперника Панамскому каналу, кстати, был заключен втихаря без проведения конкурса. Сама Никарагуа не тратит на проект ни доллара (впрочем, у нее и денег нет), но зато отдает канал после завершения строительства в управление китайцам на 50 лет с правом продления еще на полвека.
В Японии полагают, что создание Трансамериканской железной дороги и Большого Никарагуанского канала – часть глобальной стратегии Пекина, который стремится в нынешнем столетии взять под контроль многие важнейшие транспортные трассы планеты. Что будет иметь, конечно, не только экономический, но и военно-политический эффект. Уже строятся скоростные железные дороги через северо-запад КНР, которые далее предполагается протянуть через бывшую советскую Центральную Азию к Каспию и Ирану, что открывает путь к Турции и далее в Европу. Это будет дополнено системой автомобильных трасс, осуществлением сопутствующих инвестиционных проектов, разработкой полезных ископаемых.
Одновременно Пекин официально выдвинул концепцию Морского Шелкового пути, призванного активизировать перевозки с Востока Азии в Европу и Африку через Индийский океан путем модернизации на китайские деньги портов в Бангладеш, Пакистане, на Шри-Ланке и т.д. Большой Никарагуанский канал и порты в Перу в месте соединения с Трансамериканской железной дорогой дают невиданную ранее возможность создать опорные пункты Морского Шелкового пути и в Америке в непосредственной близости от США.
Впрочем, еще не факт, что грандиозные планы Пекина будут претворены в жизнь без проблем. В Бразилии многие считают проект железной дороги через высоченные Анды неосуществимым и непомерным по затратам, которые будут возрастать. К тому же и американцы вряд ли будут безучастно взирать на проникновение Пекина в их “внутренний дворик”, и изгнание ВМС КНР с Острова Свободы наглядно показало, что Вашингтон настроен на отпор.
Василий Головнин
Источник: rosbalt.ru