«Европа – это богатая и самодовольная, глуповатая и ползущая с улыбкой на свои похороны пенсионерка». Какой бы ни была политика евроинтеграции, все равно латвийские шпроты не будут покупать нигде, кроме России. Об этом в интервью “Бизнес-ВЕСТЯМ” заявил Евгений Сатановский, российский востоковед, политолог, экономист и предприниматель, президент независимого научного центра “Институт Ближнего Востока”.
Россия без Европы
Беседа с Е.Сатановским состоялась в Москве, в кафе на площади им. Иосипа Броз Тито, как раз в тот момент, когда украинский президент Порошенко благодарил Еврокомиссию за очередной кредитный транш в размере 1,8 млрд. евро.
“Соглашения и итоги рижского саммита были достаточно прогнозируемыми: лидеры Евросоюза не рискнули открыть границы своих государств украинцам и грузинам. Как расценивать факт, что развитие Восточного партнерства прошло без ключевого партнера – России? Да как-то ни холодно ни жарко. В России после санкций ЕС стало совершенно ясно, что ни о каком равноправном партнерстве с Европой и США с учетом интересов живущих в России людей и российского руководства речи не идет. Российскую Федерацию переварить тоже не получилось – как маленькие постсоветские республики и страны Варшавского Договора. Ясно, что в эти игры нам играть не интересно”, – заметил Е.Сатановский.
– В какие же – по условиям глобального рынка?
– Скажите, а чем новый статус членов ЕС обернулся для таких бывших республик СССР, как Латвия или Литва? Для экономики, сельского хозяйства, промышленности и положения на карте мира. Европа, работая с постсоветским пространством, поступила по сформулированному в начале приватизации 1990-х годов принципу, который Борис Абрамыч Березовский сформулировал так: не надо покупать завод, достаточно купить директора. Если Прибалтийским республикам интересен статус глухой провинциальной окраины Европы вместо положения, когда Прибалтика и была Европой для всего Советского Союза, ну и ладно. Это право тех, кто делает этот выбор.
– В таком дискурсе Меркель и Оланд в Риге, как вы понимаете, не рассуждали.
– У России теперь свой путь – без Европы. Которая, впрочем, остается фоном – как Лондонград и русские города на Лазурном побережье Франции. Как государство Россия повернула на свой, не связанный с евроинтеграцией, путь. Он не подразумевает статуса полуколонии, сырьевой базы, помойки развитого западного общества. Конечно, можно и гордиться тем, что твоя страна – колония под протекторатом сильных мира сего, но тогда непонятно, чем это отличается от оккупации Третьим рейхом? Или той же пресловутой оккупации Сталина? Я не утверждаю, что плохо, что Латвия или Румыния интегрированы в ЕС – если это нравится, если это ваш выбор, почему нет? В конечном счете в Европе был такой персонаж, как Захер-Мазох, отчего образовано слово мазохизм. Но это не российский путь, совершенно ясно.
«То, что мы принимали за оргазм, оказалось астмой»
– То есть сегодня Россия уже осознанно исключает себя из общеевропейского дискурса?
– Просто Россия увидела, что она дура. Коллективная набитая дура. И то, что мы принимали за оргазм, оказалось астмой. Никакого евробудущего у нас нет. Как нет у других – это понимают китайцы, турки, иранцы. Зачем нам или Китаю Европа? В рамках Восточного партнерства сказали такому будущему “нет”. Ясно, что в Брюсселе определять для России температуру выпечки пиццы вместо традиционных 500 градусов в 200 градусов и где растить яблоки и апельсины, как для Италии, не будут. У нас будут своя бюрократия и чудовищная коррупция, свое воровство и свой гангстеризм, своя имперская спесь и имперская дурь, свое распиливание того, что было в Советском Союзе, приватизация школ и больниц. Но это будет то, что Никита Сергеевич Хрущев назвал “свое дерьмо малиной пахнет”.
– Китай занимает ключевое место в Восточном партнерстве самой России – какие здесь новые геополитические риски? По экспорту Газпрому выкрутили руки.
– Китай жестко выкручивает руки всем. И Иран, и Турция выламывают суставы. Нет мягких партнеров. Потеря Россией территорий до Байкала, которые аннексирует КНР, – сказка из 1990-х: черта ли Китаю Дальний Восток, ему бы свои земли обустроить. Пекин жестко стремится к доминированию над ЕС и США и скоро получит все, чтобы стать сверхдержавой и видеть Соединенные Штаты в гробу в белых или других тапочках.
Европа ползет на кладбище
– Как вы оцениваете развитие еврозоны, включая план Юнкера с эмиссией 315 млрд. евро в построение бизнеса?
– Я не вижу будущего у ЕС. И это не в связи с финансово-монетарным кризисом. Глобальная Европа – искусственная структура, выгодная своим девелоперам и менеджерам вроде того же Юнкера, но бесполезная для населения. Европа – это богатая и самодовольная, глуповатая и ползущая с улыбкой на свои похороны пенсионерка. Я вижу много неразрешимых проблем: готовность европейской интеллектуальной элиты стать коллаборационистами и с легкостью сдаться перед требованиями решительно настроенных групп. Руководство европейских стран неспособно противостоять радикальному исламу, британские законодатели говорят уже о создании специальных шариатских административных округов – к этому все идет.
– Раскол ЕС на страны “Вышеградского клуба”, на Северные страны и т.д. также прогнозировался еще в “нулевых”.
– Европа рассыплется не только по оси север – юг, внутри каждой страны – все больше проблем. Северная и Южная Италия так и не стали едиными со времен Гарибальди, Шотландия, Баскония, Каталония… деглобализация неизбежна. А с учетом того, что Европа сама же радостно построила украинский кризис, на границе Евросоюза возникла гигантская черная дыра. Украина и раньше была зоной контрабанды оружия и транзита наркотиков в Европу, а сейчас оттуда идет угроза панъевропейского военного конфликта.
Внимание оттягивает Украина
«Для западного европейца Юрмала – это жуткая деревня»
– А в рамках ЕврАзЭс перспектив у России больше, чем в 450-миллионной, пусть и проблемной, Европе?
– Россия не отказывается от сотрудничества с Европой – по экспорту газа, например. Но сегодня глобально мир строится уже без Европы – это другой мир, наверное, где по брусчатке московской Красной площади на параде 9 мая рядом маршируют китайские, индийские, корейские, даже азербайджанские и армянские солдаты. Стратегический союз РФ и КНР создали чиновники Госдепартамента США – они вообще щедры на системные ошибки. Сделали союз де-факто собственными руками. Это просто: Путин для европейского взгляда. Хочешь – сотрудничай с ним, не нравится – нет. Мир велик, альтернатив много. И еще: какая бы у вас там ни была политика евроинтеграции, все равно латвийские шпроты не будут покупать нигде, кроме России. И прибалтийские молочные продукты тоже имеют рынок сбыта в России. Точно так же для жителей России Юрмала – курорт. А для Европы – ну какой это курорт, не Ибица и даже не Брайтон. Для европейцев Юрмала, в отличие от тех, кто помнит Паулса, Вайкуле и “Юрас перле”, была настоящим местом отдыха, а для западного европейца – это жуткая деревня, куда съездить интересно один раз. Локация, населенная белыми дикарями, где девушки относительно дешевые, – это любопытно, но потом – ни ногой.
На случай ядерной войны
– Из Латвии, замечу, все выглядит наоборот – что это Россия-агрессор навязывается Европе, и только 5-я статья договора блока НАТО о коллективной безопасности сдерживает Москву.
– Латвия может успокоиться: если Россия захочет оккупировать Прибалтику, то НАТО продаст ваши страны не за понюх табаку. И не потому, что у вас в Адажи базируются только рота американцев и шесть танков “Абрамс”, а могла бы быть дивизия. Назовите удачные операции Североатлантического альянса, с победой и внятным результатом постфактум в долгосрочной перспективе – ну кроме свержения Каддафи, которое еще отзовется в распадающейся Италии. НАТО – американская игрушка, выдаивающая из европейцев деньги. Из-за операции в Ливии латыши будут принимать и размещать у себя африканских и арабских беженцев – и заметьте, не Канье Веста, не Вупи Голдберг и Кофи Аннана, а простых бедных парней с дурными привычками. Немцы, итальянцы и французы уже принимают эмигрантов, а что, латыши не будут получать негров?
Далее – страны Прибалтики в период действия Варшавского Договора были во втором эшелоне атаки в случае ядерной войны. Первым эшелоном шли социалистические республики Восточной Европы, где базировались стратегическая авиация, баллистические ракеты, а вторым эшелоном шла Прибалтика. Сейчас Латвия в первом эшелоне, в том числе как объект для удара ядерным оружием.
– Надеюсь, что этого не случится.
– И я. Да, сегодня внимание оттягивает Украина, Порошенко жизненно нужно военное противостояние. Украина же сама, к моему сожалению, никому не нужна сегодня. Оттуда бежали после “революции достоинства” 7 млн. населения. Сегодня для Украины характерны два явления: замена городского населения сельскими жителями – они чувствуют себя ущербными. Уничтожается языковая база, домысливается и сочиняется история, меняются топонимы и праздники. Это нормально: как деревенские варвары в Риме после заката империи ломали памятники, так и на Украине в рамках декоммунизации ломают памятники Ленину.
«Боюсь, Украина не уцелеет»
– Тем не менее повторюсь, что Петр Порошенко улетал из Риги вполне удовлетворенным солидарностью с президиумом стран ЕС, не так ли?
– У Украины есть 26 блоков ядерных реакторов – с ними тревожно. И дело не в грязных ядерных бомбах, а в компетентности сегодняшнего украинского менеджмента. Взрыва реактора АЭС с вестингаузеновским топливом можно добиться легко в тех условиях, в которые свою страну погрузили Порошенко, Яценюк и ко. Их очевидная ошибка: нельзя было начинать строить унитарное государство на территории, где были и Россия, и совсем недавно Польша, Австро-Венгрия, не говоря уже об Одесской республике.
Крым сейчас был бы украинским, если бы до “революции достоинства” Киев инвестировал в него хоть чуть-чуть больше, а на ключевые посты в Крыму не назначались галичане-западенцы. Все просто: эта шлюпка отвалила с борта украинского “Титаника” не потому, что Крым был нужен Путину, а потому что господа Чалый и Аксенов поняли, что евромайдан и революция достоинства – это ледяная глыба.
Боюсь, Украина не уцелеет. Не знаю, есть ли ли шансы, что к власти в Киеве придут умные люди, или дундук дундуком, но с сильным инстинктом самосохранения. Пока же на Украине можно заработать хорошие деньги – и туда стянулись авантюристы и боевики со всей Европы, там комфортно разместился Михаил Саакашвили и другие экс-члены провинциальных европейских государств.
Извините, я был не очень политкорректен.
Андрей Татарчук
Источник: ru.bb.vesti.lv