Саммит G7 в Германии: неудобные вопросы без ответов

Саммит G7 в Германии: неудобные вопросы без ответов

7 и 8 июня в баварском курортном городе Эльмау проходит очередной саммит «Большой семёрки». В нем принимают участие четыре лидера крупнейших стран ЕС, премьер-министры Канады и Японии, а также президент США. Состоятся дискуссии и попытки согласовать позиции в деле борьбы с вирусом Эбола, противодействию ИГИЛ, сдерживанию России, ликвидации голода и нищеты, защите окружающей среды, стабильному развитию мировой экономики и медицины, устойчивости глобальных финансов, внедрению ГМО в продукты, трансатлантического партнерства в мировую торговлю и т.д.

Количество значительных целей саммита превосходит любой реалистичный масштаб. Хорошо бы выполнить хоть одно начинание, но G7 предпочитает хвататься за все и сразу. Адекватно и успешно не получилось ни разу.

При описании сути неформального клуба «великих держав» волей-неволей приходится использовать отрицательную частицу русского языка: G7 не является международной организацией. G7 не опирается на какую-либо юридически оформленную платформу. G7 не имеет секретариата, бюро, комитетов и любых иных постоянно действующих органов. G7 не обладает уставом или программой действий. G7 не может внятно сформулировать критерии членства в своих рядах и приостановки оного. G7 не принимает обязательных к исполнению решений. Сами решения принимаются, исправно, из года в год. Но исполняются они, как получится. Или не получится. Или получится, но не как задумывалось. Так что не задумывайтесь, а принимайте.

В 2005 году страны G7 обладали 46 % от общемирового ВВП. В них проживало 14 % населения Земли. В 2015 году демографический вес государств Большой Семерки сократился до 10.5 %. Их совместный вклад во всепланетный ВВП составил 32 %. Уменьшившись в полтора раза всего за 10 лет. При поступательном развитии экономик стран G7, при высочайшем уровне жизни и социальных гарантий в этих государствах, при их колоссальном вкладе в инновационный и технологический прогресс человеческой цивилизации.

Но этот прогресс предполагает консервацию доминирования элит «золотого миллиарда», при руководящей и направляющей роли Вашингтона. С дежурными ежегодными созывами саммитов, со шлейфом из антиглобалистских демонстраций, с обширными коммюнике и обязательными совместными фотосессиями. Трудно представить, при каких обстоятельствах и по какой причине из Большой Семерки сподобятся исключить США. Скорее укажут на дверь всем остальным участникам клуба и будут в одиночестве бегать вокруг круглого стола.

Ничтожность резолюций КВД – клуба «великих держав», их полное несовпадение с геополитической реальностью очевидны хотя бы с исторического ракурса:

Саммит № 37 во французском Довиле, май 2011. Обсуждалась ядерная катастрофа Фукусимы. Япония до сих пор разгребает ее последствия самостоятельно. Приветствовались протесты в арабских странах, обещано 40 млрд. $ на их движение к демократии. Произошел распад этих стран, вспенились волны незаконных миграций в обетованную Европу и цунами радикального ислама, финансовых траншей не было вообще. Проблему создания европейского ПРО договорились согласовать с учетом безопасности РФ – согласование заблудилось вместе с 40 млрд. $. Призыв к властям Армении и Азербайджана договориться по Нагорному Карабаху не содержал конкретики и остался благой декларацией.

Саммит № 38 в американском Кэмп-Дэвиде, май 2012. Впервые за все время существования клуба глава одного из государств не прибыл на неформальную встречу «великих» – Россию представлял премьер-министр. За два года до начала острой фазы противостояния РФ с западными странами ввиду украинского кризиса. Поговорили о мировой экономике, о кризисе в Еврозоне, о долговой греческой яме, о наркотрафике из Афганистана, о ядерных программах Ирана и КНДР, о сирийской гражданской войне, о переменах в арабском мире, об энергетической безопасности. Еще о защите окружающей среды, о помощи беднейшим странам, о борьбе с безработицей среди молодежи. Обсудили индивидуальные свободы, открытую демократию и права женщин в странах Северной Африки(!). Все беседы уложились в 20 часов, на состояние и динамику упомянутых проблем влияния не оказали.

Саммит № 39 в ирландском Лох-Эрне, июнь 2013 года. Обсуждался конфликт в Сирии, с тех пор лишь усугубившийся. Создание зоны свободной торговли между ЕС и США, по-прежнему буксующее и откладываемое европейскими политиками «на потом». Проблематика смягчения налогов в развитых странах мира не смогла нащупать общий подход к своим целям. Рекомендации по прозрачному ведению бизнеса сопровождались явным скептицизмом хозяйки-Великобритании по поводу миграции внутри ЕС, единых законов, безвизового режима и вообще пребыванию в этой организации.

Саммит № 40 в бельгийском Брюсселе, июнь 2014. Был посвящен единственной проблеме – кризису на Украине и конфликту Запада с Россией по крымскому поводу. Заменил саммит в Сочи, но так и не смог выработать решения накопившихся на континенте и в мире проблем. От России потребовано «сменить политический курс», иначе двери клуба для нее будут закрыты. Это «наказание» действует и поныне, подменяя политический реализм подростковым бойкотом.

Страны Большой Семерки позиционируют себя как некое «сообщество единых ценностей», речь идет о ценностях морально-этическо-демократического плана. А не о диком и вековом разграблении своих колоний метрополиями из G7. В «сообщество единых ценностей» Россию решили не приглашать – обсуждение масштабных вызовов, миссий и планов обойдется без РФ. А также без Китая, Индии, Бразилии, всех стран Африки и Латинской Америки, всех азиатских государств (кроме Японии).

Вообще удивительная логика – признавая наличие глобальных проблем в мире, собираться узким кружком и нахваливать собственные пикейные жилеты. Признавая незаменимость России в вопросах иранской и северокорейской ядерных программ, сирийской и йеменской войны, ближневосточного урегулирования, глобальной торговли, энергетической безопасности и т.д. – бойкотировать доступ ее лидеров на переговоры. Понимая роль развивающихся стран в реальном секторе мировой экономики, поддерживать одновременно форматы G7 и G20.

С каких пор консультации и дискуссии считаются наградой? Особенно в условиях обострения кризисной обстановки? Каков практический результат от односторонних действий стран G7 за последние годы? Есть чем гордиться, что можно считать выполненным? Если сравнить со своими же планами согласно предыдущим резолюциям и постановлениям.

Сообщество ценностей согласно с тотальной прослушкой избранными спецслужбами? В том числе мобильного телефона радушной хозяйки нынешнего саммита вкупе с перлюстрацией электронной почты фрау бундесканлерин?

Сообщество ценностей готово годами наблюдать за буйством ИГИЛ в арабских и африканских странах? За последствиями свержения неугодных режимов с распространением хаоса в непосредственной близости от собственных границ?

Сообщество ценностей готово закрывать глаза на создание тайных тюрем ЦРУ на европейском континенте и яростно бороться с предполагаемой коррупцией в FIFA?

Сообщество ценностей предпочитает не вспоминать о существовании пыточных застенков в Гуантанамо, где сотни людей содержатся без судебных приговоров или предъявления обвинений? Они виновны уже потому, что задержаны спецназом US Army?

Сообщество ценностей согласно игнорировать беспилотный терроризм в американском исполнении, убийства дронами в Пакистане, Афганистане, Йемене, Сомали и прочих странах? В том числе детей и западных заложников?

Саммит в Эльмау не даст ответа ни на один поставленный вопрос. Беда в том, что и на обсуждаемые вызовы эпохи он даст обтекаемо-невыполнимые рекомендации. Став сборищем лидеров просто приятных – и лидеров, приятных во всех отношениях. К сожалению, практическая ценность этой «приятности» далека от интересов даже их собственных народов, не говоря уже об остальном человечестве.

Даша Гасанова

Источник: grtribune.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий