Самые страшные угрозы для человечества — это не пролетающие астероиды, и даже не потенциальный ядерный конфликт. Тихая опасность лежит в хранилищах в виде отработанного ядерного топлива, и может вырваться в любое время – из-за государственной беспечности. А такие условия сейчас создались на территории Украины. Вопрос лежит в сфере экономической, потому что до определенного момента никакие политические разногласия не оказываются выше уровня здравого смысла в таких серьезных вопросах.
Происходящее у соседей вызывает недоумение, тем более, когда политика начинает катализировать опасное развитие событий в сфере атомной энергетики. Похоже, это произошло: украинский концерн “Энергоатом” распространил информацию о возможности пересмотра условий вывоза ОЯТ с территории страны в российские хранилища. Как следует из сообщения, коммерческая составляющая пока не озвучена официально, но российская сторона намерена поднять цену на свои услуги, так как последняя сформирована в российских рублях и не пересматривалась в сторону повышения более, чем на пять процентов с 2011 года. Понятно, что с учетом последних событий и изменения курса рубля, цена перестала устраивать российскую сторону.
С другой стороны, Украина твердо настроена хранить ОЯТ у себя. Об этом, к примеру, недавно заявила заместитель главы государственной инспекции ядерного регулирования Татьяна Килочицкая.
Если присмотреться к ситуации, можно понять, что сейчас у Украины нет альтернативы: соглашение о вывозе и хранении ОЯТ на российских предприятиях Минатома действует с 1993 года. Все это время власти Украины не предпринимали усилий по созданию собственной инфраструктуры хранения, и это понятно: при отсутствии собственного ядерного оружия это излишние затраты. Но уже в августе прошлого года в прессе появились сообщения о том, что украинский кабмин и “Энергоатом” приступили к сооружению объекта, предназначенного для хранения ОЯТ на территории страны. Если учесть, что в течение этого года экономическая ситуация в стране не способствует эффективному направлению средств в столь масштабные проекты, то говорить о готовности хранилища бесполезно. Сдача хранилища, которое должно расположиться в чернобыльской зоне, намечена на 2018 год. Сейчас проект находится на стадии технико-экономического обоснования (ТЭО). Проект вызывает интерес в Европе, так как развитые страны не любят хранить радиоактивные отходы на своей территории, предпочитая сбрасывать эти источники проблем соседям, чей статус пониже. Более того, этот интерес к атомной безопасности на Украине выражается и в денежном эквиваленте: в конце мая украинский “Энергоатом” получил от Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом) кредит на 300 млн евро. Ранее Европейский банк реконструкции и развития выдал такую же сумму.
Интересно, что пока не построено собственное хранилище ОЯТ на Украине, ее проблемы готова взять на себя Франция. Но и сама Украина готова взять на себя сходные обязательства после – после 2018 года, конечно. Причем не одной страны, а сразу 10. Так покупается жизнь “по-западному”.
Сейчас доля атомной энергетики в обеспечении Украины электричеством составляет примерно 50%, причем скапливающиеся отходы вывозятся в Россию. Остается радоваться, что маршруты перевозки, места погрузки и время передвижения такого транспорта не стали известны радикальным силам, которые активизировались на территории нашего соседа. Для нанесения вреда от такого рода грузов достаточно просто нарушить герметичность “упаковки” контейнеров. Повредить или украсть эти массивные емкости достаточно сложно.
На этом уровне проблем пока не возникало, а если и были угрозы, то СБУ, возможно, удавалось их нейтрализовать в зародыше. Хочется верить, что в ответственных за ядерную безопасность структурах Украины здравый смысл и соображения безопасности не принесены в жертву политическим амбициям.
Некоторую настороженность вызывает уверенность руководителя “Энергоатома”, который в прошлом году с уверенностью говорил, что атомная энергетика должна стать отраслевым приоритетом в стране. Подозреваем, что пел он на мотив Яценюка который незадолго до этого заявлял сходные вещи. Потому и было принято решение о создании собственного хранилища. Дело не в отсутствии профессионализма украинских атомщиков: там сильны традиции еще советской школы, но проблема системная: в условиях экономической и политической нестабильности вводить в строй такие объекты крайне опасно. На них нельзя экономить, а 45 гектаров чернобыльской земли – это немало.
Если объект намерены запустить в 2018 году, то можно представить себе, какие средства должны расходоваться на его сооружение, как должна обеспечиваться безопасность, насколько строго должна соблюдаться технология строительства и хранения. Все это должно работать ничуть не хуже, чем на действующих АЭС, где стабильная, десятилетиями отлаженная система безопасности, на которую вполне можно полагаться. Это и физзащита, т.е. “бойцы вдоль забора”, и системы безопасности ядерного объекта. Кстати, российские стандарты и классификаторы систем безопасности АЭС от украинских отличаются не слишком сильно. Хватило бы знания собственных норм и правил. Ничего эдакого для хранения не требуется, это не высший, и даже не второй по важности уровень безопасности. Вопрос лишь в том, что соблюдать правила безопасности надо очень и очень строго, что в условиях хаоса в стране, весьма затруднительно.
Другим источником рисков является грядущая приватизация госпредприятий, в числе которых, конечно, и украинский “Энергоатом”. Кому он достанется? А тому, кто больше заплатит.
С другой стороны, крупнейшая в Европе – ЗАЭС – много лет уверенно держит первое место по уровню безопасности. На ней регулярно проводятся международные учения по физзащите, например, и насколько нам известно, в последние два года мало что изменилось.
Что же касается украинских политиков, которые бросаются из крайности в крайность и периодически начинают нести невесть что, то они, к сожалению, не производят впечатления людей адекватных, поскольку грубое вмешательство в эту область “мирного атома” — едва ли не признак сумасшествия. Но, слава Богам, они и не смогут в нее толком вмешаться, поскольку за любыми телодвижениями в этой области следит МАГАТЭ. Одним из основателей и активных членов которого является… Россия.
Наталья Граблевская
Источник: politrussia.com