«Национальное движение» – минус четыре депутата. Партию третьего президента Грузии Михаила Саакашвили покинули исполнительный секретарь ЕНД Зураб Джапаридзе, экс-министр окружающей среды и природных ресурсов Гога Хачидзе, замглавы юридического комитета парламента Павле Кублашвили и зампредседателя комитета парламента по делам спорта и молодежи Георгий Меладзе.
Новость стала неожиданностью и для самих действующих членов партии. Безответственность, соблазн, неадекватность – слова, которые прозвучали в адрес отколовшихся от теперь уже бывших однопартийцев сразу после того, как стало известно об их намерениях. Марш несогласных депутатов прокомментировал и Михаил Саакашвили.
Политический развод
Новый открытый политический центр. Именно с таким учреждением связывают свое политическое будущее покинувшие партию депутаты. По крайней мере, так написал один из инициаторов исхода Зураб Джапаридзе.
Кроме того, по его же информации, бывшие члены партии Саакашвили начинают готовиться к предстоящим парламентским выборам.
«Мы понимаем, что сегодня население беспокоят экономические проблемы. Поэтому нашей целью является создание нового, открытого политического центра, привлечь и включить в политические процессы профессионалов. К парламентским выборам 2016 года мы предложим обществу самый смелый, но не популистский по сравнению с конкурентами план экономического развития», — пишет Джапаридзе в Facebook.
Кроме того, бывший член парламентского меньшинства отметил, что не намерен «тратить время и энергию» на противостояние с бывшими однопартийцами.
Бросили на поле боя
Как выяснилось позже, если бы не отказ действующего депутата от «Национального движения» Кобы Субелиани, отколовшаяся четверка стала бы пятеркой. Однако слухи о своем уходе Субелиани развеял сразу же.
«Я остаюсь в “Национальном движении”. Мне предлагали, но я так решил», – заявил он.
Часть парламентариев, представляющих в законодательном органе интересы электората «националов», считают уход однопартийцев несвоевременным.
«Они оставили нас на поле боя в очень сложном бою. Но я действительно не думаю, что они сговорились с марионеточной властью или собираются сотрудничать», – заключил один из лидеров ЕНД Петре Цискаришвили.
Партия – живой организм. По мнению экс-президента Грузии и председателя ЕНД Михаила Саакашвили, уход четырех депутатов на политической жизни партии не отразится.
«Конечно же, кто-то уйдет, кто-то придет. Это не имеет значения. Грузинский народ определился и начинает осуществлять идею объединения. И это в сто раз важнее, нежели все политические игры. На мой взгляд, в стране протекает очень здоровый процесс», – уверен Саакашвили.
Другие лидеры партии исключают, что исход депутатов продолжится.
Лед тронулся
Вопреки заявлениям лидеров ЕНД, премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили уверен, что бывшая правящая партия распадется еще на три группы.
«Было удивительно, что они не распались до сих пор и смогли работать одной командой до последнего момента, и я знаю, что “Национальное движение” распадается на три группы, и это еще не конец», — заявил Гарибашвили журналистам.
Внутрипартийные процессы ЕНД не комментирует часть правящего большинства.
«Это их внутрипартийное дело, хотя я удивлялся тому симбиозу, который до сих пор держался вместе», – отметил министр финансов Грузии Нодар Хадури.
«”Национальному движению” предстоят сложные времена, поскольку они не смогли осуществить ребрендинг», – заявил лидер фракции «Грузинская мечта» Георгий Вольский.
Политический компромисс за деньги?
Инициатором ухода четверки из партии экс-президента Грузии был брат бывшего главы Верховного суда страны Павле Кублашвили. Такого мнения придерживается главный редактор газеты «Хроника +» Элисо Киладзе, заявляя, что причиной раскола послужил израильский бизнесмен и друг ныне покойного миллиардера Бадри Патаркацишвили — Джозеф Кей, который встретился с Павле Кублашвили в Латвии и перевел на его счет деньги грузинских властей.
«Господин Кублашвили находился как в Украине, так и в Латвии. С помощью Джозефа Кея Павле Кублашвили открыл счет в Латвии, и ему власть посредством того же Джозефа Кея зачислила большую сумму. Это простая сделка за деньги», – отметила Киладзе.
Была ли эта встреча на самом деле — неизвестно. Бывший соратник Саакашвили отказывается комментировать эту информацию.
Новая фракция
По одной из версий, покинувшие парламентское меньшинство четыре депутата хотят создать в парламенте новую фракцию, которую пополнят независимые депутаты, ранее отколовшиеся от «Единого национального движения».
Тут следует отметить: согласно конституционному закону от 23 февраля 2005 года, для создания парламентской фракции вместо десяти необходимо семь законодателей. Однако «Свободные демократы» не исключают сотрудничества с отколовшимися. Хотя сам лидер не спешит с выводами.
«Это их внутрипартийная кухня, которую мы не сможем комментировать и спекулировать», – отметил Ираклий Аласания.
Независимая игра Вано Мерабишвили
Почему квартет Джапаридзе-Кублашвили-Хачидзе-Меладзе решил покинуть партию именно тогда, когда, по данным «Национально-демократического института» NDI, рейтинг «Национального движения» по сравнению с прошлым годом возрос на 6% и составил 13%?
Редактор газеты «Хроника +» Элисо Киладзе заявляет: «Я не исключаю и того, что Вано Мерабишвили начал независимую политическую игру, и та фракция, которая будет создана в парламенте, окажется в партии, которую создает Каха Окриашвили».
Новую партию, по версии Киладзе, создает депутат от ЕНД, представляющий в парламенте интересы жителей города Дманиси (регион Квемо Картли, Восточная Грузия) Каха Окриашвили.
Интересной, но в то же самое время предсказуемой кажется позиция республиканцев.
«Мы уважаем их решение. Все может случиться. «Национальное движение» вообще может распасться. Потому что не было Звиада Гамсахурдия (первый президент Грузии — прим. авт.) — не было его партии. Не было Аслана Абашидзе (бывший председатель правительства Аджарии — прим. авт.) — не было его партии. Не было Эдуарда Шеварднадзе (второй президент Грузии — прим. авт.) — не было его партии. Нет Миши (Михаила Саакашвили — прим.авт.) — пока существует его партия, но есть такие же признаки, как у остальных», — заявил журналистам член фракции «Грузинская мечта — Республиканцы» Леван Бердзенишвили.
Безразличие
С безразличием относится к расколу партии экс-президента лидер партии «Демократическое движение – Единая Грузия», бывшая соратница Михаила Саакашвили Нино Бурджанадзе.
«Сегодня не имеет значения, кто покинет “Национальное движение”, потому что это люди, которые покинули “Национальное движение” не тогда, когда оно было крепким, было в зените или имело перспективу, а тогда, когда сложная ситуация.
Хотя очень важно то, что эти люди ни разу не извинились перед населением Грузии. Это те люди, которые поддержали после “тюремных кадров”, войны 2008 года избрание Михаила Саакашвили председателем этой партии и генеральным секретарем Вано Мерабишвили. Так что куда они уйдут и как будут называться, не имеет значения», – заключила Бурджанадзе.
Политическое харакири
Чем был вызван раскол в такой, на первый взгляд, монолитной партии, как ЕНД, и оценивать ли подобного рода политический демарш как разовый случай или как системную проблему внутри партии — неизвестно.
Под вопросом стоит и парламентская деятельность «квартета». Однако большинство экспертов сходятся в одном: если какая-то группа из нынешнего парламента пригласит этот квартет в свой состав, их действие будет расценено как политическое харакири.
Кроме того, после назначения Михаила Саакашвили главой Одесской области и присвоения ему украинского гражданства «Единое национальное движение» может остаться и без председателя, так как по закону «О политическом объединении граждан» иностранный гражданин не имеет права принимать участия в политической деятельности Грузии. Если отколовшихся четырех депутатов партия сможет хоть как-то «переварить», то уход Саакашвили нанесет непоправимый ущерб ЕНД и поставит под вопрос ликвидность политического объединения.
Источник: kavpolit.com