Беларусь как индустриально-логистический форпост Евразии

By admin Jun 7, 2015

В майском евразийской турне Председателя КНР Си Цзиньпина наибольший интерес вызвали его договорённости с коллегами из России и Казахстана, где стороны достигли согласия о масштабном продолжении всестороннего сотрудничества.

Однако о настоящем прорыве можно говорить и применительно к минскому визиту китайского гостя.

Общие итоги

По словам заместителя главы администрации Президента Беларуси Николая Снопкова, портфель договорённостей по итогам государственного визита Председателя КНР составляет около 18 млрд долл., и эта сумма не является окончательной.

Среди прочего в Минске были подписаны 12-15-летние кредитные соглашения для комплексного развития белорусской железной дороги на общую сумму более 175 млн долл., заключены договоры о привлечении 500 млн долл. для реализации инвестиционных проектов в сфере железнодорожного транспорта, кредит на 1,4 млрд долл. для строительства горно-обогатительного комбината, кредит в размере 67 млн долл. для подписания второй очереди модернизации Оршанского льнокомбината.

Конкретные промышленные проекты включают следующее. Промышленная корпорация Цзуншень” подписала договоры с Минским тракторным заводом и “Гомсельмашем” о создании совместных предприятий с китайским и иностранным капиталом, “САЛЕО” и корпорация “Дунцзинь Групп” подписали соглашение о создании совместного производства гидростатической трансмиссии в КНР, руководители “Амкодора” и China National Corporation for Overseas Economic Cooperation скрепили подписями соглашение о сотрудничестве в сфере развития машиностроительной, нефтехимической, сельскохозяйственной отраслей и строительства в Беларуси. Холдинг “Горизонт” и корпорация “Мидеа” планируют расширять стратегическое партнёрство и создавать новое производство. Белорусская калийная компания (БКК) и китайская компания Sinochem Group подписали меморандум о поставке в Китай в течение пяти лет 4 млн т белорусских калийных удобрений на сумму 1,3 млрд долл.

В целом договорённости предусматривают увеличение товарооборота между Китаем и Беларусью в два раза. Кроме того, заключены соглашения об активизации сотрудничества в сфере туризма, культуры, о городах-побратимах, о создании в Беларуси китайского языкового центра.

Новый Шёлковый путь

Для Беларуси, кроме очевидных выгод от совместных промышленных проектов, не менее важным является полноценное включение в китайский проект “Экономического пояса Шёлкового пути”, в рамках которого Беларусь становится важнейшим узловым элементом и логистическим хабом. Именно поэтому значительная часть белорусско-китайских проектов направлена на развитие и модернизацию транспортной инфраструктуры, и в этом смысле они должны продолжить и дополнить аналогичные российско-китайские проекты.

Транспортно-логистический фактор – один из важнейших в рамках концепции “интеграции интеграций”, предусматривающей активное экономическое взаимодействие между ЕС, ЕАЭС и Китаем. Именно такие проекты являются становыми хребтами и для евразийской интеграции, поскольку именно в этой сфере необходимо тесное сотрудничество и кооперация, ради чего и была создана, например, Объединённая транспортно-логистическая компания России, Казахстана и Беларуси. К сотрудничеству готовы подключаться и европейцы: немецкая компания DB Schenker уже планирует стать партнёром на маршруте сквозного контейнерного поездного сервиса Китай – Европа – Китай. Предполагается, что транспортные услуги будут предоставляться по единой технологии и на принципах единой внешней ценовой политики.

То, что Беларусь станет одной из ключевых точек нового Шёлкового пути, означает усиление её экономического и геополитического веса в регионе, более тесное сотрудничество на прагматической основе со странами Балтии, что можно рассматривать как возможность снижения градуса политической напряжённости в регионе. Балтийские государства нуждаются в привлечении транзита через свою территорию. Беларусь в этой ситуации, способствуя конкуренции между разными балтийскими перевозчиками и портами, будет благотворно влиять и на политическую позицию местных элит, снижая градус излишней конфронтационности, возникшей на фоне украинского кризиса.

Кроме собственных политических, дипломатических, экономических усилий Беларуси, на выбор Китая в пользу Минска как ключевого партнёра в Восточной Европе повлияли события на Украине. Если ранее Украина вместе с Крымом выглядела для Китая даже более привлекательно, то сейчас у стабильной, безопасной и предсказуемой Беларуси фактически нет альтернатив.

“Великий Камень”

“Жемчужиной” экономического пояса Шёлкового пути и венцом белорусско-китайского сотрудничества должен стать индустриальный парк “Великий Камень”. Первым семи резидентам парка были вручены свидетельства о регистрации во время совместного посещения Александром Лукашенко и Си Цзиньпином места первого этапа строительства парка, а 13 крупнейших китайских корпораций уже планируют стать его резидентами.

В перспективе, согласно задуманному плану, “Великий Камень” станет настоящим научно-промышленным гигантом, крупнейшей индустриальной платформой в Восточной Европе. Это важный момент для самой Беларуси и для Евразии. Для Беларуси возникновение такого масштабного очага индустриального развития можно сравнить с периодом советской сверхиндустриализации, когда в разрушенной войной стране из пепла возникло новое общество, ставшее одним из самых промышленно-развитых и образованных в СССР.

Сейчас стоит аналогичная задача. Потенциала роста промышленных предприятий, доставшихся по наследству с советских времён, уже недостаточно, необходимо создавать новые, продвигаться в новых отраслях, таких как био-, нанотехнологии, 3D-печать и т.д. Именно на них будет сделан акцент в китайско-белорусском индустриальном парке. Таким образом, внутрибелорусская функция парка заключается в сохранении обществом индустриальной идентичности, соответствующей образовательной специализации и выполнении роли драйвера ускоренной модернизации.

Для архитектуры новой Евразии “Великий Камень” также может стать камнем краеугольным. С одной стороны, такой проект был бы невозможен вне процесса евразийской интеграции, начатого Россией, Казахстаном и Беларусью. С другой стороны, он может сочетаться с “планом Юнкера” по реиндустриализации ЕС и дополнять его. В Восточной Европе, кроме китайско-белорусского парка и связанной с ним БелАЭС, не остаётся иных крупных промышленно-энергетических узлов. Для сохранения собственной экономической, технологической, энергетической самодостаточности ЕС необходимы опорные пункты индустриального развития, причём связанные с рынками ЕАС и Китая.

***
В случае привлечения внимания европейских промышленников к белорусско-китайским проектам можно говорить и об их геополитическом значении. В таком случае у ЕС появляется реальный шанс избежать “принуждения” к созданию трансатлантической зоны свободной торговли, выгодной прежде всего США, и включиться в трансевразийский проект “интеграции интеграций”. И Китай, и Россия, и Беларусь в этом, безусловно, заинтересованы.

Вполне возможно, что исторические визиты китайского лидера в Беларусь, Россию и Казахстан открывают новую эпоху, положившую начало объединению Евразии.

Алексей Дзермант

Источник: cytadel.org

By admin

Related Post

Leave a Reply