США за жесткий курс в отношении России

By admin Jun 6, 2015

Чиновники администрации обсуждают новые стратегии устрашения, призванные предотвратить дальнейшее вмешательство России в дела Европы, что, по мнению некоторых аналитиков, может привести к принятию усовершенствованной версии политики сдерживания времен холодной войны.

Такой подход предполагает укрепление вооруженных сил союзников и потенциальных партнеров, а также искоренение коррупции, которую, как полагают чиновники администрации, Москва использует для увеличения своего влияния.

Некоторые представители администрации США даже говорят о расширении НАТО, что позволило бы ограничить сферу влияния Москвы. Вступление Украины и Грузии в НАТО пока не обсуждается, однако некоторые чиновники Пентагона и администрации предлагают принять в НАТО небольшое балканское государство Черногорию, чтобы укрепить ее связи с Западом и доказать, что у г-на Путина нет права вето в решении вопросов о расширении альянса.

Новая волна дискуссий совпала по времени с встречей президента США Барака Обамы с лидерами крупнейших промышленно развитых демократий в Германии, где, как ожидается, он попытается убедить европейских союзников ужесточить санкции в отношении России на фоне эскалации конфликта на Украине.

Чиновники США признали, что экономические санкции против России не смогли заставить президента Владимира Путина изменить его планы, и они выразили беспокойство по поводу роста насилия на Украине и применения тяжелых вооружений в нарушение условий договора о прекращении огня.

«Несомненно, санкции оказали определенное воздействие на российскую экономику, однако неясно, может ли это воздействие на экономику удержать г-на Путина от следования тому курсу, который он продемонстрировал в Крыму в прошлом году», – сказал министр обороны Эш Картер (Ash Carter), добавив, что агрессия России станет «долгосрочным вызовом».

По словам чиновников, в обсуждении возможных мер они исходят из предпосылки о том, что Москва отказалась смягчить свои позиции после захвата украинской территории в прошлом году и что попытки США и Европы решить эту проблему дипломатическим путем и при помощи санкций не помогут изменить ситуацию. Среди этих мер называют повышение уровня профессионализма вооруженных сил европейских союзников НАТО, чтобы они могли эффективно противостоять так называемой гибридной тактике – к примеру, подготовке сил военизированных формирований или внезапным военным учениям у границ – которую Россия эффективно применила на Украине.

Еще одним стимулом к изменению политики стал вывод о том, что шаги, предпринимаемые США для того, чтобы успокоить их региональных союзников, должны быть подкреплены другими мерами, направленными на противостояние возможным посягательствам России.

Пентагон также разрабатывает планы размещения новых запасов военного оборудования на случай развития кризиса или проведения военных учений. А это в свою очередь предполагает, что число американских военных, несущих службу в регионе, тоже должно быть увеличено. Однако пока Вашингтон выступает против восстановления постоянных американских военных формирований в Европе.

Администрация также ускоряет работу над новыми военными технологиями, призванными более эффективно противостоять наступлению российских войск и помешать Москве применить ее растущую военную силу.

Дискуссии о необходимости менять политику постепенно набирают обороты. В пятницу, 5 июня, г-н Картер собрал группу военных лидеров в Штутгарте, Германия, чтобы обсудить стратегию США в отношении России. Хотя, как ожидалось, чиновники должны были обсудить активизацию военных учений и другие меры поддержки, цель этой встречи заключалась скорее в выработке общей стратегии, чем в оценке эффективности конкретных военных шагов.

Между тем, внутри Белого дома Совет национальной безопасности США в настоящее время работает над пересмотром своей стратегии в отношении России, оставив в прошлом политику «перезагрузки», которой г-н Обама придерживался во время своего первого срока.

Чиновники и аналитики признают, что в Европе и даже внутри НАТО существуют диаметрально противоположные точки зрения в отношении наиболее предпочтительного подхода к России и что его члены по-разному отвечают на вопрос о том, насколько правильным подходом станет политика сдерживания путем устрашения. Некоторые элементы разрабатываемой стратегии – в том числе расширение НАТО и активизация военных учений – вероятнее всего, будут обсуждаться на встрече министров обороны стран-членов НАТО, которая состоится в конце июня.

В своем интервью изданию Wall Street Journal генерал Мартин Демпси (Martin Dempsey), председатель Объединенного комитета начальников штабов вооруженных сил США и один из самых влиятельных советников президента, сказал, что Россия разработала целый ряд тактических приемов и средств, которые можно использовать для того, чтобы угрожать ее соседям, в том числе членам НАТО, которых США обязаны защищать.

«В некоторых вопросах президент Путин ясно продемонстрировал свои намерения, – сказал генерал Демпси. – Он четко дал понять, что он считает НАТО угрозой и что он будет искать возможности дискредитировать и в конечном итоге разрушить этот альянс».

Чтобы противостоять агрессии России, США должны помочь своим союзникам и партнерам отражать давление со стороны Москвы и противостоять «подрывной деятельности» г-на Путина, как сказал генерал Демпси.

«Речь идет об укреплении еще до начала кризиса, – добавил он. – Как только начинается кризис, мы начинаем спорить о том, что можно считать эскалацией, а что – нет. Я говорю о необходимости действовать еще до развития кризиса, чтобы сдержать и предотвратить его».

Взгляды на Россию внутри администрации Обамы также разнятся, поскольку некоторые ее чиновники считают ее слабеющей державой, а другие видят в ней гораздо более серьезную угрозу.

По словам нынешних и бывших чиновников администрации, г-н Обама скептически относится к идее о том, что Москва представляет собой долгосрочную угрозу, и он не хочет делать из нее более серьезного врага, чем она должна быть.

После майской встречи с г-ном Путиным госсекретарь Джон Керри сообщил, что США продолжат сотрудничать с Россией в вопросах, касающихся их общих интересов. По словам чиновников администрации, это вряд ли изменится даже в случае взятия более жесткого курса в отношении России.

«Есть такие вопросы, касающиеся национальной безопасности, над которыми мы продолжим работать вместе с Россией», – сказал один из чиновников администрации, приведя в пример Иран, Сирию и терроризм.

Другие чиновники настаивают на том, что все большее число экспертов и политиков поддерживают точку зрения о том, что г-н Путин и его концепция России представляют собой серьезную проблему.

Чиновники Пентагона уже стали воздерживаться от таких терминов, как «заверение», все чаще употребляя более резкие военные термины, такие как «сдерживание» и «устрашение».

Хотя некоторые чиновники считают, что новая стратегия в отношении России станет усовершенствованной версией политики сдерживания путем устрашения, другие не хотят признавать, что США уже начали новую холодную войну с Россией. Но даже они уверены в том, что США должны противостоять действия России в Европе.

«Мы должны помешать агрессии России против ее соседей и ее очевидным намерениям пересмотреть границы ее сферы влияния», – сказал один высокопоставленный чиновник США.

Санкции и экономическая изоляция, которые были введены после аннексии Крыма и привели к дестабилизации экономической ситуации в России, остаются краеугольным камнем политики администрации Обамы в отношении Москвы. В пятницу, 5 июня, высокопоставленные чиновники Вашингтона заявили, что Европа, вероятнее всего, согласится на продление срока действия санкций, который истекает в июне.

Однако, по словам чиновников, новая общая стратегия в отношении России должна ослабить способность Москвы оказывать экономическое давление и контролировать энергетические поставки, чтобы влиять на решения стран Восточной и Южной Европы.

Чиновники США уверены, что, если им удастся укрепить демократические институты, повысить профессионализм вооруженных сил и искоренить коррупцию в этих странах, российские олигархи и Кремль не смогут больше оказывать на них сколько-нибудь значимое влияние.

«Чтобы заставить заплатить по счетам, нельзя использовать только санкции, – считает один из высокопоставленных чиновников администрации. – Необходимо также ограничить и искоренить источники уязвимости и рычаги принуждения. Это значит, что нам необходимо сделать соседние с Россией государства более интегрированными и менее коррумпированными».

Чтобы еще больше ограничить влияние Москвы, американские чиновники начали призывать власти стран, особенно прибалтийских членов НАТО, где проживает многочисленное русскоязычное население, прислушиваться к потребностям этнических меньшинств.

По мнению других, расширение НАТО может показать Москве, что у Запада есть множество союзников, в то время как у г-на Путина остается все меньше друзей.

В дискуссиях по поводу новой стратегии США в отношении России небольшое государство Черногория – не имеющее никакого отношения к боям на Украине – оказалось практически в самом центре споров о том, как необходимо ответить Кремлю.

В своем интервью министр обороны Черногории Милица Пеянович-Джуришич (Milica Pejanovic-Djurisic) заявила, что ее страна продемонстрировала готовность вступить в альянс и что дальнейшее расширение НАТО принесет дополнительную стабильность в Европу.

«Перед лицом нестабильности, которая наблюдается на востоке Европы, усиление безопасности на Балканах является частью решения той ситуации, в которой все мы сейчас находимся», – сказала глава военного ведомства Черногории.

Хотя некоторые чиновники в Европе и в Вашингтоне с осторожностью относятся к дальнейшему расширению НАТО, многие официальные лица США признают, что Черногория добилась хороших результатов в процессе чистки своей разведывательной службы, повышения уровня профессионализма своих вооруженных сил и борьбы с коррупцией, и предприняла ряд мер, направленных на минимизацию влияния России.

В целом, чиновники Пентагона утверждают, что разрабатываемый подход – от укрепления союзников до инвестиций в новые технологии – направлен на сдерживание России и восстановление той системы безопасности, которая возникла в Европе после окончания холодной войны.

«Мы ориентированы в первую очередь на сдерживание, – сказал один из чиновников Пентагона. – Очевидно, Россия видит в нас соперников. Поэтому нам необходимо решить, как мы можем добиться стабильности в ситуации, которая кажется взрывоопасной».

Джулиан Барнс

Источник: inosmi.ru

By admin

Related Post

Leave a Reply