Неравноправные партнеры: Китай и Россия в Евразии

Неравноправные партнеры: Китай и Россия в Евразии

Недавние и одновременные стратегические изменения в Китае и России весьма парадоксально свидетельствуют о развитии связей, о брошенных США вызовах, о неравноправном партнерстве и о соперничестве между ними в Евразии.

Изменения нашли свое подтверждение в прошлом месяце. 8 мая китайский председатель Си Цзиньпин стал почетным гостем на параде в Москве в честь Дня Победы, а 11 мая Китай и Россия начали свои первые совместные учения в Средиземном море. Длившиеся 10 дней учения показали их военную мощь и сотрудничество, осуществляемое в Средиземноморье, где традиционно доминирует Америка, и где ни у России, ни у Китая нет береговой линии. Они оспорили первенство Соединенных Штатов в международных водах, которые соединяют Европу, Африку и Ближний Восток. Пекин подал сигнал о том, что он в состоянии демонстрировать свою военно-морскую силу в далеких от него европейских водах, в самом что ни на есть «натовском озере», как это делают США в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

У Китая и России — много общего. Это авторитарные государства, считающие Соединенные Штаты угрозой своей власти и влиянию. У обоих имеются территориальные претензии к соседним странам. Оба хранят дипломатическое молчание по поводу поползновений друг друга на чужие территории, такие, как Украина, Тибет, Япония и Филиппины. Из-за склонности к нагнетанию военной истерии и захватам эти страны превратились в одинокую, но грозную и сильную пару. Обе страны наращивают военные расходы, делая это в момент, когда Америка со своими союзниками по НАТО сокращают оборонные бюджеты. Кроме того, Китаю и России есть что предложить друг другу. Обе страны получают выгоду от торговли на национальные валюты. Обе являются членами объединения формирующихся рыночных экономик под названием БРИКС, финансируемого Китаем Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Однако гигантская экономика Китая дает ему преимущества в каждом из этих объединений.

Российские интересы

Политические и экономические потребности подталкивают Россию все ближе к Китаю. Низкие цены на энергоресурсы и западные экономические санкции, введенные после присоединения Россией Крыма в 2014 году, наносят ущерб ее экономике. России нужны деньги для модернизации своей инфраструктуры и для увеличения продаж вооружений, чтобы ее военная машина работала без перебоев. Если раньше Москва с неохотой поставляла в Китай современные образцы вооружений, то сейчас, лишившись спокойствия из-за экономического спада, она предлагает Пекину свои самые современные зенитно-ракетные комплексы С-400. Китай — первая страна, получившая возможность закупить такие ракеты, которыми она может нанести удары по целям в Японии, на Тайване и в некоторых районах Индии.

Во время пребывания Си Цзиньпина в Москве российский президент Владимир Путин объявил о создании «общего экономического пространства Евразии», которое обеспечит координацию китайской стратегии «Один пояс, один путь» и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), куда в настоящее время входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. Заявление Путина обозначило отход российского президента от объявленной им пять лет назад инициативы «большой Европы» от Лиссабона до Владивостока, которая должна была объединить Евросоюз и ЕАЭС во главе с Москвой. Москва повернулась на восток.

Цель стран-членов начавшего свою работу 1 января 2015 года ЕАЭС — обеспечение свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы на их общей территории.

Общий рынок ЕАЭС важен для концепции «экономического пояса Шелкового пути», которая предусматривает более тесную дипломатическую координацию, стандартизацию торговых норм и правил и создание зон свободной торговли. Если эта стратегия будет успешно реализована, Китай обретет в Евразии экономическое и дипломатическое превосходство.

Путин и Си подписали в Москве 32 соглашения, в том числе о строительстве железной дороги из Москвы в Казань в европейской части России, на которое Китай может выделить миллиардные инвестиции. Если Москва и Пекин договорятся о продлении этой железнодорожной магистрали и проведут ее по территории Казахстана в Китай, она может стать для Пекина новым Шелковым путем, который свяжет КНР с рынками Ближнего Востока и Европы.

Заключенный в мае 2014 года контракт на 400 миллиардов долларов проложил путь для поставок российского газа в Китай в течение следующих 30 лет. Но Москва и Китай пока не договорились о том, как газ будет доставляться в китайские промышленные центры, а также о цене за него. С точки зрения коммерческой выгоды испытывающему энергетический голод Китаю лучше покупать дешевый туркменский газ, нежели российский, который поставляется по высоким ценам в Европу.

Китай является явно более сильным партнером в новом российско-китайском союзе. Слабость России проявляется в том, что она может предложить своему соседу только дорогие энергоресурсы, оружие и минеральное сырье. Пекин наверняка получает удовольствие от замешательства и растерянности России, давая ей взаймы огромные деньги и вкладывая туда крупные инвестиции. Это ярко высвечивает экономические беды России и ее слабые переговорные позиции.

Средиземноморское сотрудничество

Но неравноправное партнерство Китая и России черпает силы не только в экономике. За последние годы Средиземное море обрело для Китая стратегическую значимость. В Средиземноморье находится 70 процентов мировых энергетических ресурсов, которые могут обеспечить Китаю устойчивый рост. Более того, глобальные амбиции КНР и желание этой страны диверсифицировать свои рынки и источники поставок энергоресурсов перемещают ее экономические и стратегические интересы в западном направлении — за пределы Азии и в сторону южной Европы, северной Африки и Персидского залива.

Средиземное море — это западная оконечность китайского Нового Шелкового пути, который призван связать Китай с рынками Центральной Азии и вывести его в Европу и на Ближний Восток. Шелковому пути нужен западный выход к морю. Поэтому китайские компании вкладывают деньги в модернизацию средиземноморских портов в таких местах как Пирей (Греция), Марсель (Франция) и Барселона (Испания). В Израиле Китай строит железнодорожную линию, которая свяжет средиземноморские города Тель-Авив и Хайфу с Эйлатом, расположенным на северном берегу стратегически важного Красного моря, чьи морские пути соединяют Европу, Персидский залив и Восточную Азию. В Африке Китай развивает Порт-Судан, стремясь к совершенствованию морских перевозок в Красном море, восточной Африке и на Африканском Роге.

Экономические интересы могут дать толчок усилению военного присутствия Китая в Средиземном море. Сотрудничая с Россией, Китай сможет соперничать с западными флотами за влияние в Средиземноморье.

Стратегический театр в Центральной Азии

Но за российско-китайским сотрудничеством невозможно скрыть борьбу за экономическое влияние в Центральной Азии. Столкнувшаяся с экономическими трудностями Россия не в состоянии предложить центральноазиатским странам те щедрые дары и инвестиции, которые может раздавать Китай. На самом деле, Пекин уже сменил Москву в качестве главного кредитора в Центральной Азии. У него есть веские причины вкладывать инвестиции в транспортную систему и сети снабжения центральноазиатских стран. Совершенствование транспортной системы даст Китаю возможность выйти на европейские рынки и получить больший доступ к нефтяным ресурсам Казахстана, к месторождениям полезных ископаемых в Киргизии и к природному газу, добываемому в Туркмении.

Китай воодушевляется от того, что не все страны Центральной Азии в восторге от воображаемых выгод членства в ЕАЭС. Эти страны опасаются, что Россия может использовать ЕАЭС для шантажа, и усилить их зависимость от рухнувшего рубля. Центральноазиатские государства активно включились в новую большую игру между Россией и Китаем. Еще 10 лет назад пяти новым независимым государствам приходилось в больших количествах поставлять нефть и газ в Россию, которая веками угнетала их. Сейчас появились шансы на то, что энергоресурсы с новых месторождений пойдут на восток в Китай. Два года назад Си Цзиньпин торжественно ввел в эксплуатацию второе в мире газовое месторождение Галкыныш на юго-западе Туркмении. Занимая четвертое место в мире по газовым запасам, Туркмения приветствовала начало добычи на этом месторождении, поскольку ей нужны новые экспортные маршруты для сведения к минимуму своей зависимости от старых трубопроводов, ведущих в Россию.

Между тем, Россию раздражают китайские инвестиции, вкладываемые в энергетическую отрасль Казахстана, поскольку она хочет сохранить контроль своих компаний над казахской нефтью и газом.

Об укреплении экономических связей Китая с Центральной Азией свидетельствуют планы создания фонда на 16,3 миллиарда долларов, который будет финансировать строительство железных и автомобильных дорог, а также трубопроводов по всему этому региону. Пекин строит газопроводную сеть «Китай-Центральная Азия», которая берет начало в Туркмении (на границе с Узбекистаном), проходит через Узбекистан, Киргизию и Казахстан, и заканчивается в западном Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая. Еще один трубопровод будет доставлять в эту провинцию нефть с каспийского побережья Казахстана.

Пока Россия выстраивает свою стратегическую ось в восточном направлении и пытается сохранить влияние в Центральной Азии, Китай продвигается на запад с намерением стать великой евразийской державой. Тот факт, что они находят взаимопонимание, а также углубляют экономические и военные связи, лишь выводит на первый план их конкурирующие интересы в центральноазиатском «ближнем зарубежье» России. Взаимно полезные и с виду дружелюбные экс-сверхдержава и претендент на звание великой державы ведут соперничество за превосходство в Евразии.

Анита Индер Сингх

Источник: inosmi.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий