Новость о том, что Иран планирует организовать поставки голубого топлива в Европу, неизбежно вызовет бурю обсуждений. Казалось бы, дружественный нам Иран покусился на святое — снабжение Европы газом. Из партнеров разом в конкуренты перешел. И даже больше – Иран подумывает о том, чтобы подключиться к газопроводу «Турецкий поток» и прокачивать свой газ через него. Чем грозит подобная инициатива?
Перспектива снятия международных санкций вдохнула новую жизнь в Иран. Страна расправляет плечи и спешит плотнее встроиться в мировую экономику. И одним из способов занять свое место за общемировым столом может стать экспорт иранского газа в Европу.
А что там у Ирана с ресурсами?
В первую очередь необходимо определиться с количеством. Есть ли у Ирана достаточные объемы газа? Конечно же, есть. Иран расположен в самом богатом нефтью и газом регионе планеты. Недаром эта страна не просто входит в ОПЕК, но и занимает там почетное второе место по экспорту нефти после Саудовской Аравии. На территории Ирана расположено около 10% всех мировых доказанных запасов нефти и приблизительно 16% мировых запасов газа. Основные месторождения сосредоточены в прибрежной зоне Персидского залива и на шельфе.
А вот чего у Ирана нет, так это обрабатывающих мощностей. Несмотря на то, что страна является крупнейшим поставщиком сырой нефти в Китай, Иран вынужден ежегодно завозить продукты нефтеперегонки на миллиарды долларов и импортировать более 500 миллионов киловатт-часов электроэнергии из всех соседних стран, за исключением, разумеется, Ирака.
На данный момент у Ирана есть небольшой газопровод в Армению, которая в обмен на голубое топливо отправляет обратно электричество, и завод по сжижению природного газа в Персидском заливе. Однако этого явно недостаточно, в связи с чем и возникла идея отправки газа на европейские рынки. Рассматривались несколько вариантов газопровода, но самым выгодным все равно остается «Турецкий поток».
Конкурент или партнер?
И тут возникает вполне закономерный вопрос, а не “отожмет” ли Иран у нас европейский рынок? Безусловно, часть запросов ЕС удовлетворит иранский газ, да только нет в этом ничего плохого. Даже наоборот, выгоднее будет подключить на ту же нитку еще и Туркмению, которая тоже является видным экспортером природного газа.
Все дело в пресловутом третьем энергопакете, который регулирует порядок поставки энергоносителей в Евросоюз. Этот документ призван обеспечить энергонезависимость европейских потребителей, обеспечить конкурентный доступ на рынок разным поставщикам и по возможности снизить конечную цену на газ.
Именно благодаря действию этого соглашения «Северный поток» работает наполовину своей мощности, оставляя возможность для некоего гипотетического альтернативного поставщика тоже воспользоваться возможностями газопровода. Никого не смущает, что кроме России из Выборга качать газ попросту некому. Политика ЕС в этом плане не терпит вольностей. Есть документ, извольте выполнять.
Аналогичная судьба ждала бы и «Турецкий поток», однако вовремя подвернувшийся Иран позволит создать вместе с Турцией многонациональную корпорацию, которая будет контролировать трубу, а газ в нее будут закачивать разные поставщики. Это снимет часть формальных претензий ЕС к перспективному газопроводу.
Подобная схема уже отработана на «Северном потоке», который контролируется швейцарским совместным предприятием Nord Stream AG с 51% акций у Газпрома. Организовать нечто подобное труда не составит, тем более что у Ирана уже есть подобный опыт. Упомянутый выше газопровод Иран-Армения построен при непосредственном участии Газпрома, который владеет 45% акций этого объекта.
Газ газом, а строить кто будет?
Дополнительным плюсом подключения Ирана к «Турецкому потоку» станет непосредственно строительство газопровода. Кроме России, подобное строительство планетарного масштаба, пожалуй, провернуть просто некому. Напрямую заинтересованные страны не обладают достаточными возможностями, а сторонних подрядчиков нанимать попросту небезопасно.
Так что экономика России может получить дополнительный бонус в виде гигантского заказа на производство труб и инфраструктуры. Особенно если простым подключением Ирана к строящемуся «Турецкому потоку» дело не ограничится.
Россия и Индия, как известно, обсуждают возможность постройки газопровода к нашему южно-азиатскому партнеру по БРИКС. Конкретный маршрут пока не определен, но вариантов не так уж и много. Однако если этот перспективный газопровод совместить с давно разрабатывающимся иранским проектом переброски газа по маршруту Иран— Пакистан — Индия, включив в него еще и Туркменистан, то получившаяся газотранспортная сеть установит высочайший уровень энергетической безопасности в Западной Азии и позволит маневрировать газовыми потоками в широких пределах. Заодно подобная схема окончательно решит вопрос с газопроводом «Nabucco», который в этом случае будет фактически реализован в полном объеме, но под чутким руководством России.
Дело за Европой
Этот масштабный проект обеспечит даже интересы Украины, котораяпланирует закупить необходимый ей газ у Туркмении. Пока подобные поставки возможны с помощью газопровода «Средняя Азия — Центр», построенного еще в Советском Союзе и дальше по стандартному маршруту. Однако, в случае создания описанной выше газотранспортной сети, Украина сможет получать газ с западной стороны, удовлетворив, таким образом, свое желание отгородиться от России.
Правда, такой вариант возможен при соблюдении двух условий. Во-первых, Иран должен договориться с «шестеркой» по своей ядерной программе. И к этому есть все предпосылки, хотя переговоры еще далеки от завершения. А во-вторых, потребуется согласование деталей подключения «Турецкого потока» к европейской газовой сети. В этом деле тоже появились некоторые сдвиги. Недавнее предложение, поступившее от Словакии, тому свидетельством.
Европа постепенно приходит к осознанию того, что «Турецкий поток» выглядит куда более реальным, чем гипотетические поставки сланцевого газа из США. Перспективами газопровода живо интересуются итальянцы и австрийцы, венгры и болгары. А подключение Ирана к проекту может здорово помочь государствам Южной Европы продавить строительство необходимого им газопровода.
Илья Новицкий
Источник: cont.ws