Разваливающиеся системы здравоохранения в Кыргызстане и Таджикистане остро нуждаются в средствах, но на фоне растущей массы доказательств того, что местные чиновники разворовывают международную помощь, доноры проявляют все меньше желания помогать.
В последнее время Кыргызстан и Таджикистан привлекли к себе внимание Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией по очень неприглядным причинам. В апреле фонд в письменном виде обратился к Минздраву Кыргызстана с требованием вернуть свыше $120 тыс, которые по данным проведенного аудита были похищены путем мошенничества при осуществлении закупок. В марте фонд внес правительственную комиссию в Таджикистане в черный список за незаконную растрату более $100 тыс.
По данным Всемирной организации здравоохранения, в Кыргызстане и Таджикистане наблюдается высокий уровень заболеваемости мультирезистентным туберкулезом, причем год от года количество заболевших продолжает расти. Растет и уровень заражения ВИЧ. По территории этих двух стран пролегают крупные маршруты перевозки наркотиков. Кроме того, трудовые мигранты привозят вирус из России, где уровень заболеваемости переживает взрывной рост.
Между тем источники финансирования сокращаются. В январе заместитель премьер-министра Кыргызстана Дамира Ниязалиева заявила, что после 2017 года Глобальный фонд полностью прекратит финансировать программы в республике. Кыргызстан сейчас берет у фонда деньги в долг на борьбу с туберкулезом под залог будущих грантов.
Пока не вполне ясно, в какой мере обвинения в воровстве повлияли на решение Глобального фонда сократить масштаб деятельности в этих двух склонных к коррупции странах. Представители организации, штаб-квартира которой находится в Женеве, отказались комментировать планы на будущее. Но представитель фонда Ибор Виллелабейтиа (Ibon Villelabeitia) сказал, что организация «придерживается в своей работе высочайших стандартов прозрачности и очень серьезно относится к проблеме мошенничества и пропажи денег», добавив, что отчеты о проведенных аудитах, выставленные фондом в Интернете, «говорят сами за себя».
В прошлом фонд принимал меры по сокращению злоупотреблений грантовыми средствами в Таджикистане и Кыргызстане, предоставляя средства через Программу развития ООН (ПРООН), а не местные правительственные организации. Данный ход обошелся в копеечку – ПРООН за услугу взимает комиссионные в размере 7% – но чиновники ООН утверждают, что таким образом удалось положить конец наиболее вопиющим формам мошенничества.
Однако аудит в Таджикистане, проведенный Аппаратом генерального инспектора при Министерстве юстиции США, указывает на то, что по-прежнему существуют значительные возможности для воровства на уровне суб-получателей грантов, включая правительственные организации вроде Комитета по делам молодежи, спорта и туризма при правительстве Таджикистана.
В частности, в рамках аудита анализировались закупки «канцтоваров, мелкого электрического оборудования и спортивного инвентаря» в 2011-2012 гг. Хотя приобретение этих видов товаров разрешено по условиям программы Глобального фонда, аудит выявил, что Комитет по делам молодежи, спорта и туризма переплатил местной компании ООО «Комёб» более $116 тыс за их поставку. Тем не менее, данная компания стала ключевым поставщиком комитета, выиграв шесть тендеров, о проведении пяти из которых даже не объявлялось.
Судя по данным аудита, «Комёб» была учреждена специально с целью воровства средств: «Адрес ООО «Комёб», указанный в представленных компанией для участия в тендерах документах…, является адресом частного жилища. Проживающий по данному адресу человек ничего не слышал об ООО «Комёб», хотя живет там уже много лет».
Глобальный фонд внес Комитет по делам молодежи, спорта и туризма при правительстве Таджикистана в черный список.
По словам критиков, реакция правительств на результаты расследований Глобального фонда является неудовлетворительной. Отвечая на обвинения, министр здравоохранения Таджикистана – который, как и многие высокопоставленные чиновники, родом из Дангары, откуда происходит и президент Эмомали Рахмон – подверг Глобальный фонд критике за то, что правительство не было предупреждено о проведении аудита. При этом он ничего не сказал о якобы имевшем место воровстве.
Министр здравоохранения Кыргызстана Талантбек Батыралиев заявил, что не знал о письме Глобального фонда на его имя, пока журналисты не сообщили ему о нем через 11 дней после написания письма. Подчеркнув, что предполагаемые нарушения – также связанные с закупками – имели место до его вступления в должность, он сказал, что «сделает все для выполнения требований Глобального фонда», и признал, что его предшественники поставили под угрозу финансирование со стороны фонда.
Представители Министерства здравоохранения Кыргызстана и Комитета по делам молодежи, спорта и туризма Таджикистана отказались говорить с EurasiaNet.org о проверках.
Обвинения о якобы имевших место случаях присвоения средств Глобального фонда чиновниками этих двух стран звучат не впервые. Результаты проведенной в 2013 году в Таджикистане проверки указывают на то, что случай с «Комёб» не является единичным и «фундаментальные недостатки в осуществлении закупок и поставок […] подвергают грант риску». A в отчете по результатам аудита в Кыргызстане за 2003-2009 гг., когда правительство было основным получателем средств, утверждается, что один госчиновник переводил деньги членам своей семьи через неправительственную организацию, созданную специально для этой цели.
Но масштаб воровства в Кыргызстане и Таджикистане меркнет по сравнению с результатами проверки в Казахстане, где, по словам представителей Глобального фонда, местные чиновники обманным путем получили у местной программы по борьбе с туберкулезом свыше $5 млн в 2005-2012 гг.
Если Глобальный фонд не даст гарантий продолжения финансирования, ситуация в Кыргызстане будет «очень мрачной», сказал высокопоставленный представитель одной из работающих в Бишкеке гуманитарных организаций.
«Если в последующие году будет иметь место нехватка средств на борьбу со СПИДом и туберкулезом – а, судя по всему, так и будет – им [Кыргызстану и Таджикистану] придется научиться хорошо писать грантовые предложения, т.к. в прошлом они не особо блистали на этом поприще», – сказал этот человек на условиях анонимности, утверждая, что иначе у него могут возникнуть проблемы.
Директор неправительственной организации, являющейся партнером Глобального фонда в рамках программ по борьбе с ВИЧ, опасается худшего. «По причине острого дефицита средств многие организации не смогут обеспечить работу приютов для ВИЧ-инфицированных и оказывать прочие услуги, – сказал он EurasiaNet.org. – Уязвимые слои населения опять начинают подвергаться риску».
Крис Риклтон
Источник: russian.eurasianet.org