Харьковское “правосудие”

Харьковское “правосудие”

В городе продолжаются репрессии против инакомыслящих.

Ситуация такова: люди, защищавшие Харьков от необандеровцев и арестованные еще в начале апреля 2014-го, недоедают, многие потеряли уже более 20 кг веса, у родственников давно закончились средства.

Харьковчанки принесли собранную помощь для политзаключенных в СИЗО. Что они увидели там, ужасно: приемное отделение переполнено, очереди на прием передач, десятки женщин из разных областей Юго-Востока — ищут своих родных, а кто уже располагает данными, приехали с передачами. Говорят, что и камеры — переполнены. Здесь царит обстановка безысходности и террора. Никакой помощи от различных фондов политзаключенные-харьковчане и их родные не получают. Неравнодушные на месте собирают, что могут, уже фактически последнее. Раньше собирали пожертвования хотя бы на митингах, теперь они под запретом.

Между тем судилища и расправа над политзаключенными Харькова продолжаются. Адвокатское объединение «Тихоненков, Надоля, Шадрин и соратники», осуществляющее защиту арестованных харьковских «сепаратистов» и подвергающееся разнообразному давлению со стороны властей, сообщало, что 25 мая в Киевском районном суде Харькова состоялось заседание по делу Игната Кромского (Топаза), который обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 110 ч. 1, 28 ч. 2, 289 ч. 2, 28 ч. 1, 294 ч. 1, 28 ч. 2, 294 ч. 2 УК Украины. Дело назначено к слушанию. Первое заседание состоится 9 июня.

В начале июня в Киевском районном суде Харькова должны слушаться дела против обвиняемых в захвате здания Харьковской областной государственной администрации (ХОГА): 3 июня — Лелюк Я.А., Ганин С.М., Головачев С.А. .
 Однако уже в который раз все происходит по одному и тому же тягомотному сценарию: в частности, 3 июня свидетель по делу Спартака Головачева снова не явился, слушания перенесены на 10 июня.

По делу о группе Егора Логвинова 3 июня были заслушаны в очередной раз «потерпевшие» — представители ХОГА. Примечательно, что никто даже не заикается о «правосеках» и ультрас, захвативших здание ХОГА, которых защитники города вышибли оттуда.

Иск за «разруху» группе «сепаратистски настроенных захватчиков ХОГА» выставлен на 3 776 490, 02 грн (особенно умиляют эти 02 копейки). Как сказал наблюдатель, эта калькуляция на 14 страницах очень напоминает перечень строительных материалов на две-три дачи. Следующее заседание — 11 июня.

Ближе всего к окончанию дело Спартака Головачева, суд приступил к изучению собранных следствием материалов. По остальным делам свидетели еще допрашиваются. Из шестидесяти пяти обвиняемых по данному делу под стражей до сих пор находятся 20 человек, а лидеры харьковского протеста — Егор Логвинов, Спартак Головачев и журналист Сергей Юдаев — лишены возможности внесения залога. Остальные 17 обвиняемых находятся под стражей больше 13-ти месяцев, у них есть право внесения залога и возможность дожидаться окончания процесса вне стен следственного изолятора, но у близких нет таких средств, которые в качестве залога определены судом. Сумма залогов колеблется от 121 800 до 243 600 грн (курс на сегодня — около 22 грн за 1 долл. США). К слову сказать, теряющий в застенках хунты здоровье (в том числе зрение) глава организации «Русь Великая» Юрий Апухтин был снова арестован даже после внесения немалого залога (без возврата залоговой суммы). 26 мая Киевский райсуд продлил Ю. Апухтину содержание под стражей в очередной раз — до 28 июля.

28 мая в Киевском районном суде состоялось заседание по делу С. Юдаева, который обвиняется в совершении хулиганства в офисе телекомпании АТН. Линия защиты заключается в том, что Юдаев не мог одновременно совершить два преступления, находясь сразу возле ХОГА и в АТН. Кроме того, ст. 296 УК Украины (хулиганство) предполагает, что виновное лицо совершает противозаконные действия по мотивам явного неуважения к обществу и его действия сопровождаются особой дерзостью и исключительным цинизмом. В то же время Юдаев уже неоднократно обращал внимание суда на то, что его целью было выразить протест против информационной политики телеканала, которой распространял, по словам Юдаева, «лживую информацию». То есть он ставил перед собой задачу – донести до харьковчан и всех граждан Украины правду о событиях в Харькове. Учитывая данные обстоятельства, мера пресечения в виде содержания под стражей, избранная Юдаеву, является, по мнению адвокатов, сомнительной. Тем не менее, суд продлил ее до 22 июля. На заседание снова не явились свидетели обвинения. Юдаев был возмущен тем, что прокурор не может обеспечить их явку и искусственно затягивает процесс. Следующее заседание по делу состоится 12 июня.

Среди удерживаемых под стражей пребывает и имеющий хронические заболевания журналист Всеукраинской правозащитной газеты «Современность и объективная мысль» Дмитрий Пигорев. Его родители уже давно находятся на грани нервного истощения.

Супруга Спартака Головачева, Виктория, говорит: «Мы сейчас находимся в затруднительном материальном положении, постоянного источника дохода после ареста мужа нет, и приходится распродавать остатки товаров, которые ранее выпускало предприятие».

Целый год, с апреля 2014-го, «правосудие» в Харькове «тянуло волынку», переносило заседание за заседанием, не могло раз за разом собрать свидетелей то на тот процесс, то на этот. Теперь, видимо, прошла отмашка на вынесение приговоров, то есть надо полагать, что власть (и ее инструменты, в лице судей) то ли ощутила некоторую почву под ногами, уверенность и стабильность, то ли ровно наоборот.

В середине мая вынесен приговор Ольге Воржеиновой, которая теперь должна отбывать полтора года в колонии-поселении за участие в событиях 13 апреля прошлого года. Харьковчанку осудили по статье «злостное хулиганство». Обжаловать приговор первой инстанции от девятого февраля решили обе стороны. Обвинение требовало трех лет лишения, а не ограничения свободы. Адвокат же Воржеиновой настаивал на невиновности подзащитной. В апелляции суд решил обе жалобы удовлетворить частично. Но, приговор, по сути, остался в силе. Сама Воржеинова покинула зал без комментариев, но у нее есть возможность обжаловать его в Высшем специализированном суде в течение трех месяцев.

18 мая в Московском районном суде Харькова был оглашен приговор Олегу Новикову, главе общественного движения «Исход», многодетному инвалиду. Он был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст.110 УК Украины, а конкретно — в призывах «к изменению территориальных границ Украины» (такое можно высосать из пальца для миллионов граждан Украины. — М. С.). Эти призывы он изложил в своем видеообращении в начале октября 2014 г. после того, как 27 сентября был запрещен Марш мира (одноногий Новиков оказался среди задержанных за несанкционированное антивоенное шествие, не успевшее начаться), а на другой день вандалами-ультрас был снесен памятник Ленину на майдане Свободы (бывш. пл. Дзержинского) и избиты харьковчане. Приговором Московского райсуда Харькова Новикову назначено наказание в виде 3 лет лишения свободы. Во время оглашения приговора харьковчанин держал в руках георгиевскую ленточку. Как утверждает наблюдатель А. Дмитриев, О. Новиков «получил тюремный срок за свою прямую речь. Для Харькова нового образца это “демократический почин”. До сих пор здесь оглашались приговоры тем харьковчанам, которые принимали деятельное участие в протестных выступлениях или помогали правоохранителям в наведении порядка. Например, 1 марта 2014 г. очищали здание ХОГА от захватчиков с евромайданными устремлениями. Но впервые харьковская демократическая Фемида карает за слово. Нужно сказать, что видеообращения Новикова выглядели вполне невинно в сравнении с аналогичными многочисленными призывами к свержению конституционной власти, звучавшими во время Майдана из уст политиков, общественных деятелей, и тем более — в сравнении с действиями тех активистов и штурмовиков, которые были амнистированы в феврале 2014 года. А, например, тогдашние откровенные призывы нескольких известных майданных политиков к захвату воинских оружейных складов и вовсе остались без юридической оценки».

Пресса еще в январе рассказывала о «театрализованном» задержании одноногого инвалида О. Новикова, которое происходило под непосредственным руководством министра внутренних дел. Адвокат Д. Тихоненков, представлявший интересы О. Новикова в суде, этот приговор прокомментировал так: «Новиков находился все это время под стражей. У нас нововведение в законодательстве: когда такая статья инкриминируется (а она относится к числу преступлений против основ национальной безопасности), то мера пресечения — только содержание под стражей. И ни на кого не действуют какие-либо наши ссылки на мировую практику, на европейские конвенции… Даже в данном случае, когда нет ноги у человека, когда у него трое малолетних детей, — эта апелляция к мировой практике не срабатывает. И тут есть определенная тенденция. В те времена, когда в Киеве был майдан, статья за такие же действия предусматривала от 3 до 5 лет. Это было преступление небольшой тяжести. Под стражу не брали по таким статьям. И если выносился приговор, человек, отбыв полсрока, мог выйти на условно-досрочное освобождение. Постмайданная власть внесла изменения в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство. Санкция от 5 до 10 лет — это уже тяжкое преступление. Теперь человек должен отбыть минимум две трети срока. И тогда возможно УДО. Более того, уже после того, как О. Новиков распространил свое видеообращение, было еще одно нововведение в законодательство: по таким статьям ввели конфискацию имущества. Но поскольку закон обратной силы не имеет, то это новшество на Новикова уже не распространялось. Почему так быстро суд закончился? Новиков не отрицал, что делал такое заявление. Это была его четкая позиция, связанная с запретом Марша мира, где он пытался высказать свои политические требования. Потом свалили памятник Ленину на площади Свободы, избивали людей при этом, а правоохранительные органы бездействовали. Новиков тогда опасался и за свою жизнь, и за безопасность харьковчан. Снял квартиру и записал там видео. Он признал, что нарушил соответствующую статью. И суд учел это признание. Учли также, что у него трое малолетних детей, и его состояние здоровья».

Адвокат Е. Надоля не раз подчеркивал, что О. Новиков открыто высказывал свои политические взгляды и до момента задержания носил георгиевскую ленточку, что Новиков не приемлет идеологию фашизма и национализма и открыто заявлял о необходимости борьбы с этими явлениями.

Между прочим, он является сторонником единой Украины, но единство понимает в том смысле, что в государстве соблюдаются права всех людей, независимо от национальности, политических взглядов, от принадлежности к тому либо иному региону.

Его заявления о федеративном устройстве были направлены на то, чтобы сохранить единство украинского государства. Научное высказывание о той или иной форме государства не должно являться поводом для ареста и уголовного преследования.

По словам адвоката Надоли, существующая европейская практика предполагает, что в любом случае подозрение либо обвинение должно быть обоснованным (как это требует п. 3 ст. 5 Европейской Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод 1950 г.). Однако в судебных органах Украины существует боязнь и отсутствие наработанной практики применения европейских норм при вынесении решения о мере пресечения.

И еще один «процесс» нельзя оставить без внимания. 18 мая и в Киевском районном суде Полтавы (!?) проходило судебное заседание по делу Геннадия Кернеса. Министр внутренних дел Арсен Аваков сфальсифицировал в виду осенних выборов в местные советы судебное преследование харьковского мэра.

К зданию суда подтянулись боевики в балаклавах, с зажженными файерами, безнаказанно бросающие яйца в милиционеров. Одному из адвокатов пришлось отмывать голову и костюм. Толпа кричала: «Кернес, ты умрешь в Полтаве!», пыталась ворваться в здание суда. Сотрудники государственного охранного подразделения «Грифон», заметив, что у «активистов» имеется огнестрельное оружие, эвакуировали обвиняемых, адвокатов и журналистов из зала суда. Суд принял решение усилить меры безопасности: привлечь к охране общественного порядка в здании суда и вокруг него весь личный состав спецподразделения «Грифон» Полтавской области и личный состав аналогичного подразделения Харьковской области. На этом заседание закончилось. Кто-то слышал, чтобы где-то в Европе таким образом проходили судебные процессы?.. Однако Г. Кернес готов и в инвалидной коляске выступать в заседаниях суда и доказывать свою невиновность по этому делу. Есть здесь и «феерические подробности». Экс-советник Авакова, ныне нардеп Антон Геращенко является свидетелем по делу Кернеса (удивительно, что не сам Аваков) и утверждает, что якобы находился на месте событий (!).

О накаленности общественной атмосферы в Харькове свидетельствуют и такие факты: 2 июня неизвестная женщина, на вид oкoлo 35-ти лeт, ворвалась в помещение волонтерского центра «Южный пост» и брызнула в лицо «герою АТО» перцовый газ, спецсредство, после чего «защитник батькивщины» мгновенно повалился на пол. После инцидeнтa вce пpиcутcтвовавшие волонтеры из пoмeщeния были эвaкуиpoвaны, несколько добровольных помощников карателей обратились за помощью в больницы, где им промыли глаза и велели пить активированный уголь. Кaк зaявил тот же Гepaщeнкo, нaчaльник МВД oблacти Анaтoлий Дмитpиeв и гopoдa Хapькoвa Андpeй Кpищeнкo «ужe в куpce cитуaции и взяли дeлo нa cвoй кoнтpoль». Пo cлoвaм Гepaщeнкo, милиция пpocмoтpит видeo c вoкзaлa, «coбepeт пoкaзaния cвидeтeлeй, и злoумышлeнницa будeт изoбличeнa».
Важен и международный правовой контекст событий. Опубликован свежий доклад ООН о нарушении прав человека на Украине. Верховный комиссар ООН г-н Зейд подчеркнул: «Даже с уменьшением военных действий среди гражданских лица по-прежнему много убитых и раненых. Мы зафиксировали тревожные сообщения о внесудебных казнях вооруженными группами, в том числе украинскими вооруженными силами. У нас также есть ужасающие отчеты о пытках и жестоком обращения в заключении вооруженными силами и правоохранительными органами Украины».

Михаил Слободской

Источник: stoletie.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий