Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) в своем майском отчете ухудшил прогноз по росту экономики Армении. По его данным, страну даже ожидает спад ВВП, который до конца 2015 года составит 1,5%. “Реальный рост ВВП Армении, вероятно, будет отрицательным”, – отмечается в докладе. И только к концу будущего года этот показатель вырастет до + 1%.
Перспективы восстановления экономики Армении в 2016 году аналитики банка увязывают с “внешними факторами”, главным из которых называют Россию, в которой, подсчитали они, спад ВВП до конца текущего года составит 4,5%.
Более “оптимистично” шансы Армении оценил Международный валютный фонд – он предрек ей в этом году нулевой рост, хотя правительство страны продолжает настаивать на показателе + 4,1%. Как передает радио “Азатутюн”, представитель МВФ Тереза Дабан Санчес заявила: “Наше мнение отличается от мнения правительства Армении. Мы сейчас оцениваем, что происходит в Армении в связи с тем, что происходит в России. Мы видим, что ситуация в России ухудшается и вследствие этого страдает также экономика Армении”. По ее словам, “Армения находится посреди экономического шока, и впереди еще огромная неопределенность”.
Словом, армянская экономика практически неразрывно связана с экономикой России, которую сильно подвело снижение цен на нефть и вследствие этого продолжающееся обесценивание рубля по отношению к доллару. Но при этом девальвация армянского драма остановилась на отметке порядка 15%, что вроде бы вселяет робкие надежды на относительную независимость армянской экономики. Но с другой стороны “устойчивость” драма видится довольно искусственным явлением, так как валютные поступления в страну значительно сократились сразу из двух источников – внешней торговли и трансфертов от трудовых мигрантов, осевших большей частью в России.
По предварительным данным Национальной статистической службы, внешнеторговый оборот Армении за январь – апрель текущего года составил порядка 1 258,1 миллиона долларов, что на 31,4% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причем, на экспорт пришлось всего 376,4 млн долларов, а на импорт – 881,7 млн. Отрицательное торговое сальдо превысило полмиллиарда в американской валюте.
Самые тяжелые цифры внешнеторгового оборота связаны с Россией – всего за четыре месяца текущего года стороны наторговали на 222,5 миллиона долларов, то есть на 51% меньше, чем год назад. Причем, армянский экспорт в Россию составил каких-то 3,4 млн (!) против почти 91 млн в январе-апреле предыдущего года. Значителен и спад российского экспорта в Армению – около 40%.
Словом, наиболее уязвимые позиции у Армении сейчас в торговле с Россией, поскольку и с государствами СНГ, и со странами ЕС она торгует успешнее – $273,8 млн и $364,3 млн соответственно. Спад в торговле есть и с ними, однако он выражается значительно меньшими цифрами.
Что же до частных трансфертов из России в Армению, только в апреле текущего года, по сравнению с ситуацией годичной давности, они сократились почти на 40% – до 54,4 миллиона долларов. Эксперты объясняют это девальвацией российского рубля. Между тем, по данным Всемирного банка, экономика Армении на 21% зависит именно от денежных переводов. Российские транферты, по оценкам разных источников, составляют от 15 до 17% ВВП Армении.
Тем не менее, республика как-то выживает, и некоторые эксперты даже пытаются опровергнуть тот факт, что армянская экономика крайне зависима от российской. В частности, начальник управления стабильности и развития финансовой системы Центробанка Армении Андраник Григорян заявил: “Не думаю, что все развития, происходящие на российском рынке, должны непосредственно сказываться на рынке армянском”.
В Ереване отмечают, что драм “просел” значительно меньше рубля, и что экономическое оживление в Армении хоть и подвяло, но все же существует. Компенсировать издержки во внешней торговле некоторые армянские экономисты рассчитывают за счет сельскохозяйственной активности, роста горнодобывающего сектора и экспорта алмазов. Вероятно, их оптимизм зиждется на том, что в первом квартале текущего года горнодобывающая промышленность и объемы разработки открытых карьеров возросли на 27%. Но это капля в море – она не сможет нивелировать воздействие внешних шоков и слабость армянской экономики, потянувших за собой спад инвестиционной активности и внешней торговли Армении.
Кстати, в первом квартале текущего года еще и объем прямых иностранных инвестиций в республику сократился вдвое. А если брать конкретно Россию, они снизились и вовсе втрое – примерно до 17 миллиардов драмов ($35,6 млн).
Теперь вот в Армении надеются на изменение налогового законодательства, хотя пока не вполне понятно, в какую сторону – либерализации, с целью привлечения иностранных инвестиций, или ужесточения, как меры (конечно же, краткосрочной) для заполнения государственного бюджета.
Как пишет армянское оппозиционное издание Lragir, общеизвестно, как в Армении собираются налоги: “На всех предприятиях проводятся жесткие проверки, “выявляются” нарушения, и владельцев заставляют платить. Само по себе явление это положительное, но в условиях Армении оно может привести к тому, что экономика просто умрет”.
Издание поясняет: “Армянские хозяйствующие субъекты привыкли работать только на сверхприбыли. 10, 20, даже 50% чистой прибыли в Армении не считается “выгодным делом”. Подавай сразу 200, 300%, причем, без инвестиций и при минимальной оплате сотрудников. Есть сведения, что предприятия, с которых сейчас соскребают налоги, принимают решение сокращать не сверхприбыли, а и без того мизерные зарплаты сотрудников. Некоторым зарплаты сократили в 2 раза”.
Так что если армянские власти посягнут на сверхприбыль, предприниматели “переведут бизнес в соседнюю Грузию, где условия получше”. И вообще, “… политика “соскребания в сусеках” приведет к росту безработицы, сокращению доходов бедных слоев населения, закрытию части предприятий” и т.д.
Армении, полагают аналитики Lragir, срочно нужен закон, который регулировал бы сверхприбыли и устанавливал градационную систему налогов. То есть, чем выше прибыль, тем выше налоги. “Халява кончилась. Армянская экономика приблизилась к грани катастрофы, от которой может спасти только сверхприбыль олигархов. … В “верхах” уже понимают, что экономика исчерпывается, и нужно открывать “неприкосновенный запас”. Готова ли власть Армении принять политическое решение об ограничении сверхприбылей олигархов? Готовы ли олигархи поделиться своими легкими деньгами, чтобы спасти экономику страны и себя в ней? Или проще уехать в Грузию?” – пишет армянское издание.
Но, считают некоторые эксперты, для смягчения внешних рисков и эффективного реагирования на финансово-экономические угрозы надо уже сегодня готовить почву для создания в рамках ЕАЭС валютного союза как средства, способного ускорить оборот товаров и упростить платежи между поставщиками. Собственно, речь идет о механизме прямой котировки национальных валют и установлении взаимного курса. Подчеркнем, что создание валютного союза не следует путать с идеей создания единой валюты – на реализацию последней инициативы потребуется лет 20.
А пока армянская экономика по-прежнему будет зависеть от девальвации российской валюты, а, точнее, от укрепления доллара к рублю, драму, манату, лари, гривне и даже к евро. И чтобы как-то остаться на плаву армянам придется не оглядываться на Россию и не пенять на сложившуюся в ней ситуацию, а искать неординарные решения, которые в условиях маленьких стран работают гораздо эффективнее, чем в больших государствах.
Кстати, в Армении сейчас усиленно поговаривают о серьезных кадровых и структурных изменениях в министерстве экономики, вплоть до передачи части его функций другим ведомствам. Если это не связано с борьбой между властными группировками, кто знает, может, Армения действительно начнет развивать свой промышленный экспортный потенциал, сумеет привлечь инвесторов, использовать возможности торговли в рамках ЕАЭС, создать благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса, который сегодня в Армении буквально чахнет, что ранее ему свойственно не было.
Ирина Джорбенадзе
Источник: rosbalt.ru