Иностранные авиакомпании уходят с российского рынка или сокращают свои программы. Об этом на днях заявил заместитель главы Минтранса Валерий Окулов. Он объяснил это снижением спроса на международные перевозки. Сами авиакомпании также мотивируют свои действия повышением финансовых рисков из-за сложной экономической ситуации в России. Опрошенные эксперты надеются, что такой уход не станет массовым, а освободившиеся направления смогут закрыть российские авиаперевозчики.
Валерий Окулов подчеркнул, что под сокращение в первую очередь попали регулярные рейсы, которые совершают иностранные авиаперевозчики из России по международным направлениям. В настоящий момент уже полностью свернула свою деятельность в нашей стране компания Air Niki, совершавшая ежедневные рейсы Москва – Вена. Частоту полетов заметно сократили EasyJet, CSA, Emirates. А одна из крупнейших американских компаний Delta сейчас урезает количество полетов по маршруту Нью-Йорк – Москва и обратно, а с декабря 2015 года планирует и полностью их закрыть, хотя программа по направлению на Атланту пока остается нетронутой.
Впрочем, это только самые свежие примеры. Вообще же процесс постепенного исхода зарубежных перевозчиков с российского рынка начался еще весной прошлого года (что совпадает по срокам с периодом обострения геополитической обстановки) и не только на прямых рейсах. Так по данным Росавиации, за прошедший год на 12% сократилось количество транзитных перевозок европейских компаний. В первую очередь наиболее ощутимо пострадали направления на Челябинск, Тюмень, Пермь и Екатеринбург. Компании уже отменили перелеты из этих городов в Арабские Эмираты, резко уменьшилось число рейсов в Индию, Египет и Таиланд (предложение на эти маршруты снизилось почти на 50%).
А с начала 2015 года сократили свое присутствие на российском рынке «Вьетнамские авиалинии», отменившие этой весной перелеты из Москвы в Нячанг, объяснив это ухудшающейся ситуацией на туристическом рынке и снижением спроса на рынке международных авиаперевозок. Что неудивительно, ведь пассажирские и туристические перевозки – это сфера услуг, которая одной из первых реагирует на замедление экономики. Тогда же и арабская авиакомпания Flydubai сообщила о сокращении числа полетов по ряду российских направлений. По этой же причине «Тайские авиалинии» с конца марта 2015 года прекратили рейсы Москва – Бангкок. А Air Berlin заявила о снижении числа рейсов с середины февраля в два раза – с двух до одного перелета в день,– по направлению Берлин – Санкт-Петербург.
Но несмотря на такой, казалось бы, внушительный список уходящих иностранных авиакомпаний и пострадавших направлений, сложившаяся ситуация пока не стала болезненным ударом для российского рынка авиаперевозок, считает вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Дмитрий Горин. «В данном случае успешно сработало «импортозамещение». Российские авиакомпании пока уверено покрывают объемы спроса на международные направления, – сказал он. – Например, популярнейшее направление Таиланд восполняют «Аэрофлот» и «Трансаэро». К тому же эксперт выразил надежду, что полного ухода большого числа компаний все же не случится, потому что возвращаться потом на российский рынок им будет слишком долго и тяжело. Так что вариант с техническим переоснащением и уже озвученным снижением частоты рейсов выглядит более правдоподобным. Кроме того, по словам Горина, пока на удивление не происходит монополизации рынка, и авиаперевозчики не поднимали цены так, как могли бы с учетом колебаний валюты с весны прошлого года.
Между тем определенная консолидация в пользу крупных авиакомпаний за первые четыре месяца 2015 года на российском рынке произошла: доля 15 крупнейших авиакомпаний в перевозке пассажиров выросла с 86,4% до 88,9%. Рост показателей идет в том числе и за счет ослабления позиций мелких и локальных перевозчиков. Если эта тенденция будет набирать обороты, то можно прогнозировать возможные банкротства подобных компаний. Ну а пассажирам это грозит сокращением выбора маршрутов и потенциальным ростом цен.
Источник: og.ru